Уйти по-тихому с рынка США: как инвесторы ищут защиту от политики Трампа

Президент США Дональд Трамп в последний момент отказался от захвата Гренландии. Но среди инвесторов его политика породила разговоры о том, как сократить вложения в американский рынок. Фото: The White House
Политика и поведение Дональда Трампа заставляют инвесторов всерьез задумываться о выводе части средств из США. Хотя мощь и масштабы экономики и американского финансового рынка будут их привлекать, процесс дедолларизации и диверсификации в ущерб американским активам продолжится. Скорее всего, делаться это будет непублично.
Уйти из США?
Прошедшая неделя, когда состоялся Всемирный экономический форум в Давосе (ВЭФ), ознаменовалась фактическим распадом 80-летней трансатлантической коалиции: хотя президент США Дональд Трамп в последний момент сдал назад в вопросе о захвате Гренландии, европейские лидеры осознали, что Штаты больше не являются их союзником.
В финансовом мире раскол породил разговоры о том, что международные, и особенно европейские, инвесторы начнут хеджироваться от непредсказуемой и все более враждебной по отношению к внешнему миру политики США, увеличивая диверсификацию и сокращая вложения в американские активы.
Внимание к этой теме больше всего привлекли два события. Перед самым открытием ВЭФ Джордж Саравелос, глобальный директор по анализу валютных рынков Deutsche Bank, выпустил отчет, в котором усомнился, что Европа сохранит свои вложения в американские активы, учитывая угрозы Трампа захватить Гренландию. Европа является крупнейшим инвестором в США, владея облигациями и акциями на $8 трлн — почти вдвое больше, чем остальной мир, отметил Саравелос.
«В условиях экзистенциальных потрясений, которым подвергается геоэкономическая стабильность западного альянса, непонятно, зачем европейцам продолжать играть эту роль», — написал Саравелос.
События последних дней могут еще больше стимулировать ребалансировку инвестиционных портфелей в пользу недолларовых активов, отметил он.
Его анализ тут же получил практическое подтверждение. Датский инвестиционный фонд AkademikerPension заявил, что до конца месяца избавится от казначейских облигаций США, поскольку политика Трампа создает слишком высокие кредитные риски. Фонд управляет активами на $25 млрд, из них в казначейские бонды вложено $100 млн.
Единственная причина держать эти бумаги заключается в управлении риском и ликвидностью, но «мы решили, что можем найти альтернативы этому», сказал Андерс Шелде, директор по инвестициям AkademikerPension.
Руководство гренландского фонда SISA Pension ($1,1 млрд активов, из которых около 50% вложено в акции США) анализирует вопрос о том, стоит ли оставаться в американских бумагах, сообщил гендиректор Сорен Шок Петерсен. Он добавил, что если фонд избавиться от американских бумаг, это будет скорее «сигналом» и «символическим шагом», учитывая масштабы рынка США.
В американской администрации поспешили отмахнуться от этой идеи. Министр финансов Скотт Бессент в Давосе несколько раз высмеял предположение о выходе европейцев из американских активов, а потом заявил, что его высказывает всего лишь один аналитик Deutsche Bank. По словам Бессента, гендиректор банка якобы позвонил ему и сказал, что Deutsche Bank «не поддерживает этот аналитический отчет». Представитель банка заявил Bloomberg, что его аналитики работают независимо, «поэтому мнения, выраженные в отдельных отчетах, не обязательно отражают точку зрения руководства банка».
Трамп в своей манере пообещал нанести «сильный ответный удар», если европейские страны станут продавать американские активы. «Все козыри в наших руках», — заявил он.
Диверсифицироваться, покинув американский рынок, невозможно, признал Серджио Эрмотти, гендиректор швейцарского банка UBS, владеющего одной из крупнейших компаний мира по управлению благосостоянием с $7 трлн активов.
«США — сильнейшая экономика мира», а продажа ее активов — «опасная ставка», которая может выйти боком, предупредил он.
На европейские страны приходится почти 40% ($3,6 трлн) международных вложений в казначейские облигации США, по данным Минфина США на ноябрь 2025 года.
В реальности инвесторы, даже проводя международную диверсификацию своих вложений, не избавляются полностью от американских активов, отмечает Bloomberg Intelligence. Приток средств в фонды, инвестирующие исключительно в американские акции, действительно опустился до одного из самых низких значений за последние годы. Но инвесторы перекладываются в глобальные биржевые фонды, а в них 65-70% — это американские активы.
Тихий выход
Тем не менее, вопрос о диверсификации стоит на повестке дня — даже в американской Pimco, крупнейшей компании мира по управлению фондами облигаций ($2,2 трлн активов). К негативным для США факторам директор по инвестициям Дэн Айвасин добавил атаку президентской администрации на ФРС.
Председателю центробанка Джерому Пауэллу грозит уголовное преследование: он получил повестку от Министерства юстиции, которое подозревает его в даче ложных показаний в Конгрессе по поводу реновации штаб-квартиры ФРС.
Важно понимать, что эта администрация весьма непредсказуема. Что мы в связи с этим делаем? Диверсифицируем... Мы действительно считаем, что идет многолетний период некоторой диверсификации в сторону от американских активов.
Независимость ФРС в вопросах денежной политики имеет решающее значение для рынков, настаивает Айвасин.
Однако атака на Пауэлла — это скорее угроза для нового председателя ФРС, который вступит в должность в мае и которого Трамп таким образом предупреждает не идти против его желания снизить процентные ставки.
«Трамп воюет в следующей войне, а не в прошлой», — сказал FT гендиректор одной из американских финансовых компаний. Он попросил не называть свое имя, чтобы не стать мишенью для президента, пишет газета.
«Агрессивное снижение ставок в условиях сильного [экономического] роста и повышенной инфляции, скорее всего, приведет к повышению долгосрочных ставок», — сказал Айвасин.
Иными словами, это обернется снижением цен американский облигаций, что сделает такие вложения для текущих держателей невыгодными.
Инвесторы все-таки «стремятся диверсифицировать свои вложения, уходя из американских активов, и я бы описала это как тихий выход из американских облигаций», сказала Bloomberg Кэти Кох, гендиректор TCW Group.
В поиске альтернативы
Для диверсификации не обязательно менять американские активы на активы других стран, указывает Рэй Далио, основатель Bridgewater Associates.
«Когда вы видите рост цены золота на 67%, это не драгоценный металл растет», — сказал он Bloomberg в Давосе. По его словам, это свидетельство скупки золота прежде всего центробанками, но также и другими участниками рынка с целью диверсификации и ухода от фиатных валют, причем не только доллара.
ЦБ Польши, который в 2025 году купил 100 тонн золота (больше, чем любой другой центробанк), на прошлой неделе одобрил план по приобретению еще 150 тонн (на сумму около $24 млрд по текущей цене).
Цена золота в пятницу подобралась к $5000 за унцию, несмотря на деэскалацию конфликта вокруг Гренландии, а в понедельник превысила эту отметку. Трамп исключил применение военной силы и отказался от введения обещанных 17 января пошлин на товары из восьми европейских стран. А генсек НАТО Марк Рютте заключил с ним рамочную договоренность об использовании острова для обеспечения безопасности США.
Атака Трампа на ФРС подрывает лидерскую роль США и ее центробанка, что обеспечивало доминирование доллара и американской финансовой системы после Второй мировой войны, — доминирование, которое Барри Эйхенгрин, профессор экономики и политологии Калифорнийского университета в Беркли, давно назвал «непомерной привилегией».
Но то, что реальной альтернативы доллару в мире нет, не означает, что он неуязвим, написал он в колонке в Financial Times. Однако ничто не мешает центробанкам заменить долларовые активы внутренними инвестициями — не только облигациями, но и менее ликвидными инструментами внутри страны, следуя примеру суверенных фондов благосостояния, указывает Эйхенгрин.
Для многих инвесторов рынок США останется приоритетным, крупнейшая экономика мира по-прежнему растет быстрее европейской, пишут аналитики Citigroup (их цитирует Bloomberg). На это же указывает гендиректор Nasdaq Адена Фридман.
«Инвестиционные компании обязаны находить самую высокую доходность, — заявила она на ВЭФ. — Мы просто должны продолжать создавать повышенную доходность в нашей экономике, чтобы приток инвестиций не прекращался».
Тем не менее, считают в Citigroup, темы дедолларизации и растущего бюджетного дефицита США для многих инвесторов становятся все более актуальны. Дедолларизация может положительно повлиять на стоимость активов на развивающихся рынках, как это уже было в 2025 году, говорится в отчете банка.
Приток в iShares Core MSCI Emerging Markets, один из крупнейших биржевых фондов развивающихся рынков с активами на $135 млрд, составил в январе почти $6 млрд. Он может оказаться крупнейшим месячным притоком с запуска фонда в 2012 году, отмечает Bloomberg. Между тем, отток из биржевого фонда акций США SPDR S&P 500 составил $13,4 млрд. И он может стать крупнейшим с прошлого марта, когда Трамп готовился ввести пошлины против всех стран в «день освобождения».
Индекс MSCI Emerging Markets вырос с начала года на 7%, а S&P 500 — на 1%. Первый впервые за девять лет обогнал второй в начале года.
«Тренд на диверсификацию, направленный на отказ от активов США — как акций, так и облигаций, начавшийся после “дня освобождения” в прошлом году, по-прежнему остается в силе, — говорит Алан Сиоу, управляющий портфелем Ninety One. — Инвесторы пытаются оценить, когда ежедневные заголовки, которые могут измениться через несколько дней или недель, превратятся в новую долгосрочную парадигму. Когда рынок придет к такому выводу, ручеек может превратиться в поток».