Несколько компаний работают над созданием технологий, соединяющих мозг человека с компьютером — визионеры считают, что это позволит человечеству не вымереть. Фото: shutterstock.com

В середине августа стало известно, что гендиректор OpenAI Сэм Альтман намерен поддержать компанию Merge Labs, которая занимается разработкой интерфейса «мозг-компьютер» — это класс технологий, позволяющий людям управлять компьютерами с помощью нейронных сигналов мозга, то есть, фактически, силой мысли.  Это еще сильнее обостряет конкуренцию с его бывшим партнером а ныне соперником Илоном Маском, который запустил аналогичный стартап Neuralink в 2016 году. Пока что технология применяется с благородной целью помочь полностью парализованным людям снова наладить коммуникацию с окружающим миром, управляя компьютерными интерфейсами. Однако оба миллиардера полагают, что в перспективе эта технология ни много ни мало - буквально спасет человечество от вымирания.

Альтман строит империю 

Илон Маск и Сэм Альтман некогда были партнерами и совместно создавали OpenAI как некоммерческую компанию, которая должна была заниматься ответственной разработкой компьютерного ИИ. Однако в 2018 году партнеры расстались, а в 2024 году серьезно поссорились, вплоть до судебных разбирательств

Как отмечает в своем материале Forbes, помимо прямого столкновения их новейших ИИ — Grok 4 от Маска и GPT 5 от OpenAI, Сэм Альтман постепенно строит вокруг своей компании структуры, угрожающие другим направлениям бизнеса конкурента. Например, стало известно, что в OpenAI рассматривают возможность создания собственной социальной сети.

«Нам сообщили, что существует внутренний прототип, ориентированный на генерацию изображений ChatGPT с социальной лентой. По словам наших источников, генеральный директор Сэм Альтман в частном порядке собирал отзывы о проекте у сторонних специалистов», - писал в апреле The Verge.

Выход OpenAI на рынок социальных сетей может представлять серьезную угрозу для X, считает Forbes — по данным Statista у X 600 млн пользователей в месяц, а  OpenAI утверждает, что ChatGPT более популярен — у него 700 млн пользователей, и не в месяц, а  в неделю.

В мае было объявлено о сотрудничестве OpenAI с производителем роботакси Glydways, а в июне - с разработчиком программного обеспечения для беспилотных автомобилей Applied Intuition — это потенциальные конкуренты роботакси от Tesla.

SpaceX Маска — мировой  лидер по запускам спутников в космос? Не беда, Альтман поддерживает альтернативу — компанию Longshot Space, которая планирует отправлять аппараты на орбиту из гигантской пушки (серьезно).

И, наконец, пришел черед обзавестись конкурентом Neuralink. Как сообщает Financial Times, Альтман намерен поддержать стартап Merge Labs, который ищет $250 млн финансирования при общей оценке $850 млн. Эта компания стремится воспользоваться последними достижениями в области искусственного интеллекта и генетического редактирования клеток для создания более полезных интерфейсов «мозг-компьютер». По словам двух источников газеты, Альтман поможет запустить проект вместе с Алексом Блания, который руководит World — стартапом по сканированию глазного яблока с использованием цифровых технологий идентификации личности.

Гонка технологий

В июне Neuralink привлекла очередной раунд финансирования в $650 млн, при общей оценке около $9 млрд, писал Semafor со ссылкой на свои источники.

Как удалось узнать агентству Bloomberg, компания в презентации рассказала инвесторам, что планирует в течение шести лет открыть пять крупных клиник по установке своих мозговых имплантов и к 2031 году делать минимум 20 тысяч операций в год, зарабатывая на этом около $1 млрд.

Амбициозно, учитывая, что пока пациентов у компани Маска меньше десятка: в конце июля Одри Крюс, парализованная после аварии более 20 лет, сообщила в соцсети X, что стала девятым пациентом и первой женщиной, получившей имплант Neuralink. Ее пост, в котором она показала, как впервые за 20 лет смогла силой мысли написать в компьютере свое имя, набрал почти 3 млн просмотров.

С другой стороны, у Merge Labs пока что есть только идея: по данным Bloomberg, компания намерена генетически модифицировать некоторые клетки мозга, чтобы потом регистрировать и стимулировать их активность с помощью ультразвука. Этот раздел науки называется соногенетика, и попытка объединить ультразвук с генной терапией «может занять годы», отмечает агентство.

По данным апрельского обзора MIT Technology Review, помимо Neuralink  разработкой интерфейсов мозг-компьютер занимаются нью-йоркская компания Synchron и китайская Neuracle Neuroscience. Synchron использует стент с электродами (стентрод), который вводится в сосуд головного мозга через вену на шее. Это более щадящая технология, чему у Neuralink — для установки чипа от Маска нужно сверлить череп и проводить тонкие электроды прямо в мозг. Однако у технологии Synchron есть и минусы - стентрод собирает ограниченное количество информации, поэтому он дает пользователю лишь базовый управляющий сигнал типа «включение/выключение», или то, что Synchron называет «переключателем». Этого не хватит, чтобы парализованный человек мог пользоваться Photoshop, но достаточно, чтобы переключаться между меню программы или выбирать предустановленные сообщения. 

Китайская Neuracle Neuroscience в начале 2025 года опубликовала краткий отчет, из которого следует, что благодаря 8 электродам, расположенным эпидурально (то есть в пространстве между черепом и оболочкой мозга), парализованный пациент успешно управлял механической «рукой» экзоскелета, помещенной поверх руки человека. И более того, благодаря такой тренировке у него через 9 месяцев улучшилась подвижность и его живой руки.

По данным MIT Technology Review, у Synchron сейчас 10 пациентов — больше, чем у других компаний в этой области, а Neuracle Neuroscience данные о количестве пациентов не разглашает. Всего же сейчас в мире, по подсчетам журнала, живут около 35 человек  с компьютерными имплантами разных видов.

Основанный в 2021 году стартап Precision Neuroscience предлагает свое решение — что-то промежуточное между подходом Neuralink и Synchron. Разработанный ими компьютерно-мозговой интерфейс представляет собой тонкую пленку, которую через небольшой разрез в черепе можно класть прямо на поверхность мозга. Как ожидается, метод даст достаточно высокую чувствительность без повреждения клеток электродами. В апреле этого года Precision Neuroscience получила разрешение американского регулятора FDA на коммерческое использование и размещение своего интерфейса в мозгу на срок до 30 дней,  количество пациентов компания раскрыть отказалась, пишет Business Insider.

Однако, кажется, и Маск, и Альтман считают идею компьютерно-мозгового интерфейса чем-то гораздо более значительным, чем просто способ заработка.

От фантастики к инвестициям

«Значит нужные книги ты в детстве читал» — иногда создается впечатление, что эти строки из «Баллады о борьбе» Владимира Высоцкого - вовсе не о советских детях послевоенного поколения, а о технологических магнатах Кремниевой долины. 

Я уже упоминал британского писателя-фантаста Иэна Бэнкса, который начиная с конца 1980-х написал серию романов о «Культуре» — цивилизации будущего, которая состоит из людей и искусственных интеллектов.

Как отмечает The Economist, идея описанного в этих книгах прорастающего в мозгу компьютерного интерфейса — «нейрокружева» (neural lace)  —  явно вдохновляла Маска при создании компании Neuralink. «Это не первый раз, когда Маск черпает вдохновение из работ Бэнкса. SpaceX, ракетная фирма, которую он основал в 2002 году, владеет двумя океанскими баржами, которые служат мобильными посадочными площадками для его ракет. Одна называется «Просто прочти инструкцию», другая — «Конечно, я все еще люблю тебя». Обе названы в честь разумных космических кораблей из книг о «Культуре», - пишет журнал.

И. Маск: «Если мы сможем создать высокоскоростной нейронный интерфейс с вашим цифровым "я" — то вы больше не домашний кот». Фото: Роман Кутузов / Grok

И. Маск: «Если мы сможем создать высокоскоростной нейронный интерфейс с вашим цифровым "я" — то вы больше не домашний кот». Фото: Роман Кутузов / Grok

А гендиректор Meta Марк Цукерберг в 2015 году объявил роман Бэнкса «Игрок» очередной темой своего книжного клуба. В 2017 году он даже запустил собственный проект по созданию нейроинтерфейса Building 8, но, правда, четыре года спустя отказался от этой затеи.

Неизвестно, читал ли книги о «Культуре» Сэм Альтман (я думаю, что да), но еще в 2017 году, будучи соучредителем никому неизвестной тогда маленькой компании OpenAI, он написал в своем блоге, что у человечества по сути два пути — либо создать искусственный сверхразум и затем исчезнуть в ходе эволюции, как вымерли динозавры, либо освоить «слияние» (merge) и объединиться с компьютерным ИИ.

Маск, в общем, мыслит похожим образом. По его мнению, для электронного сверхразума люди будут в лучшем случае как домашние животные. Выход он также видит в слиянии человека и компьютера.  «Если мы сможем создать высокоскоростной нейронный интерфейс с вашим цифровым «я» — то вы больше не домашний кот», — цитирует его Business Insider.

Поделиться