Электромобили приносят большую часть выручки Tesla, но в ее рыночной капитализации на них приходится менее четверти. Фото: Prometheus / Unsplash

Аналитики ожидают превращения Tesla Илона Маска из автомобильной в многопрофильную технологическую компанию, в которой основными драйверами бизнеса могут стать системы хранения энергии, беспилотные такси и даже роботы-гуманоиды. Но это все — дело отдаленного будущего, а пока бизнес Tesla убивает политика.

Неожиданно пойдя в политику в прошлом году, Маск сам нанес серьезный урон бренду и бизнесу Tesla: он потратил на предвыборную кампанию Трампа более $250 млн собственных денег и поучаствовал в беспринципном массовом увольнении госслужащих и уничтожении ряда федеральных ведомств. После того, как его работа в Белом доме закончилась, инвесторы, казалось, выдохнули. Но политика его не отпустила. 

На этой неделе Маск вдрызг разругался с президентом США. Бизнесмен резко выступил против «Большого прекрасного законопроекта» Трампа о бюджете, который в мае с перевесом в один голос одобрила Палата представителей: он назвал документ «отвратительной мерзостью» и заявил, что он наполнен «огромными популистскими» расходами. 

Законопроект ведет к увеличению бюджетного дефицита и госдолга США (последний вырастет на $2,4 трлн за десятилетие, согласно свежей оценке Бюджетного управления Конгресса). Маск призвал конгрессменов «убить» законопроект, а также исключить из него отмену налоговых вычетов для покупателей электромобилей.

Трамп в ответ пригрозил разорвать госконтракты с компаниями Маска и отменить субсидии для них. По данным Bloomberg Government, cовокупная выручка SpaceX и Tesla по незасекреченным федеральным контрактам составила с 2000 финансового года $22,5 млрд. 

В результате акции Tesla рухнули в четверг на 14,26% до $284,7, а капитализация компании сократилась более чем на $152 млрд. В пятницу бумаги компании выросли на 3,67%.  

Мечты о будущем

Даже после падения в четверг рыночные показатели Tesla оставались феноменальными: капитализация — $917 млрд, а отношение капитализации к прибыли ( коэффициент P/E) — 140. При этом в конце мая они составляли $1,2 трлн и более 180 соответственно. Столь невероятно высокие показатели (у Nvidia, Microsoft, Amazon, Apple и Alphabet среднее значение P/E в конце мая было лишь 32,2) во многом объясняются тем, что инвесторы надеются на высокие прибыли Tesla в отдаленном будущем. 

Хотя электромобили сейчас приносят 90% выручки Tesla, в ее рыночной капитализации на них приходится менее четверти, свидетельствует проведенный Reuters в марте анализ полутора десятков моделей банков и инвестиционных компаний. 

В таких моделях оценка капитализации Tesla обычно разбивается на несколько категорий. Первая — это автомобильный бизнес, включая зарядку (сейчас 90% выручки). Вторая — это бизнес по производству и хранению энергии, аккумуляторные батареи для жилых домов Powerwall и Megapack — для коммерческих и промышленных объектов (10% выручки). Есть еще три бизнеса, которые пока ничего не приносят: роботакси, лицензирование технологии беспилотного вождения и подписка на нее и человекоподобные роботы Optimus. 

Основная доля в капитализации связана с технологией беспилотного вождения. 

В модели Bank of America половина стоимости компании приходится на роботакси, а 28% — на подписку на программное обеспечение для беспилотного вождения, в модели Morgan Stanley — 21% и 39% соответственно. Truist Securities придает этим видам бизнеса 17% и 21% веса, тогда как роботам — 34%, а автомобилям — всего 9%.

Маск говорил в мае 2022 года, что технология беспилотного вождения критически важна для будущего компании: «В ней реальная разница между Tesla, стоящей много денег и не стоящей практически ничего». Роботы, по его мнению, в долгосрочной перспективе способны принести компании $10 трлн выручки. В этом году Tesla может произвести тысячи роботов, чтобы использовать на своих заводах, а к концу десятилетия, прогнозирует Маск, она может выпускать миллионы в год. Благодаря этим технологиям Tesla в будущем может стать самой дорогой компанией в мире, надеется бизнесмен.

Электромобильный спад

Но пока его главных бизнес, электромобильный, тормозит. В прошлом году продажи машин у Tesla впервые упали — на 1% до 1,79 млн, хотя в 2023 году Маск говорил инвесторам, что Tesla в обозримом будущем может наращивать их производство на 50% в год. Но 2023 год стал пиковым: продажи составили 1,81 млн, увеличившись на 38%.

Нынешний год, по всей видимости, будет гораздо хуже. В I квартале мировые продажи упали на 13%, и тенденция только ухудшается, особенно в Европе, где поддержку Маском правой идеологии и европейских популистов восприняли особенно негативно. В апреле число регистраций новых машин Tesla в Швеции рухнуло на 81%, в Нидерландах — на 74%, в Дании — на 67%, в Великобритании — на 62%, во Франции — на 59%. По оценкам аналитиков, продажи могут составить всего 350 тыс. во II квартале, упав более чем на 20% в годовом исчислении, отмечает инвестиционный бюллетень The Motley Fool.

При этом в целом продажи электромобилей в Европе выросли в апреле на 28%, а главный конкурент Tesla, китайская BYD, нарастила их на 359%. BYD известна своими весьма доступными по цене моделями, такими как Seagull, которые в Китае продаются за $10 тыс. У Tesla таких машин просто нет — она уже давно не выпускала принципиально новых моделей.

Всего две модели Tesla обеспечивают 95% продаж, говорила год назад Стефани Вальдес-Стрейти, директор по анализу отрасли в Cox Automotive. Конкуренты, по ее словам, наводняют рынок в тех сегментах, где Tesla нечего предложить.

Энергетическая перспектива

Но в долгосрочной перспективе Tesla будет оцениваться так же, как и другие технологические компании, которые вышли за рамки своих начинаний, говорил тогда же аналитик Morgan Stanley Адам Джонас: «Автомобиль для Tesla — это то же самое, что чип для видеоигр для Nvidia или продажа книг — для Amazon».

Джонасу особенно нравится энергетический бизнес Tesla. В июне 2024 года он установил целевую цену по акциям компании в $310, определив в ней долю Tesla Energy в $36. В октябре он повысил оценку последней до $50, что на тот момент давало энергетическому подразделению капитализацию в $183 млрд. Из-за развития искусственного интеллекта, для которого потребуется множество дата-центров, спрос на электроэнергию будет быстро расти не одно десятилетие, и здесь Tesla со своими аккумуляторными батареями и заводами по их производству окажется на коне, считает аналитик. 

Маск отмечал, что у Tesla Energy самая высокая норма прибыли во всей компании. В 2024 году подразделение разместило мощности для хранения энергии на 31,4 ГВт ч, что на 114% больше, чем годом ранее, при этом в IV квартале рост составил 244%. Выручка подразделения увеличилась на 67% и 113% соответственно.

К 2030 году американские дата-центры будут потреблять столько же электроэнергии, сколько 150 млн электромобилей, указывал Джонас. А рост потребления с 2023 по 2027 годы будет эквивалентен появлению на дорогах США 59 млн электромобилей, что на 21% больше общего числа машин, которые сейчас находятся в эксплуатации. 

В конце мая Адам Джонас подтвердил рейтинг Tesla «Выше рынка» и целевую цену в $410, объяснив это возвращением Маска к оперативному управлению компанией на фоне растущей конкуренции с BYD и прогресса в разработке роботов-гуманоидов. По его мнению, у Tesla отличные шансы быть лидером не только в обеспечении ИИ энергией, но и в его внедрении в различные технологии. 

Последовавшей ссоры Маска с Трампом аналитик не предвидел.

Небезопасное роботакси

12 июня Tesla по плану начнет эксплуатацию роботакси в Остине, штат Техас. Однако на пути широкого распространения роботакси компании стоят власти штатов, которые контролируют безопасность на дорогах общественного пользования. 

В Техасе, например, ограничения для беспилотных машин минимальны, а вот в Калифорнию, где по дорогам уже вовсю бегают такси Waymo от Alphabet, Маску со своими машинами будет пробиться трудно. 

Причина — различия в технологиях. У автомобилей Tesla, на которых установлен модуль самоуправления, всего восемь камер, тогда как на Waymo — 14 камер, 6 радаров и 4 лидара, которые с помощью лазерных импульсов определяют расстояние до окружающих объектов.

Поэтому камеры Tesla могут не увидеть препятствий, например, из-за встречного солнечного света, как произошло в ноябре 2023 года, когда машина в режиме полного самоуправления (FSD) не снизила скорость и насмерть сбила женщину (этот случай сейчас расследует Национальное управление по безопасности дорожного движения США). 

Цена — лишь одно преимущество камер перед радарами и лидарами. По оценке Bloomberg NEF, набор сенсоров на Tesla Model 3 стоит всего $400, а на Jaguar I-Pace SUV, которые использует Waymo, — $9,3 тыс. 

Применение FSD без надзора со стороны водителя пока не одобрили для использования на общественных дорогах, отмечает The Motley Fool. Портал пишет, что сам Маск не ждет, что бизнес по автономному вождению удастся масштабировать до второй половины 2026 года. Для сравнения, Waymo уже совершает более 250 тыс. платных автономных поездок каждую неделю в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Фениксе и Остине, компания работает в партнерстве с Uber, машины которого перевозят 170 млн человек в месяц: «Tesla могут потребоваться годы, чтобы достичь таких масштабов, особенно если она будет создавать собственную сеть с нуля», — пишет The Motley Fool.

Оценки перспектив бизнеса роботакси различаются кардинально. 

Аналитики Ark Investment Management, акционера Tesla, считают, что цена ее акций к 2029 году достигнет $2,6 тыс., а на роботакси будет приходиться 88% стоимости компании. К тому времени Tesla сможет выпустить миллионы машин для этого бизнеса, годовая выручка которого составит $760 млрд (больше, чем сейчас у мирового лидера по доходам Walmart).

У Марка Спигела, инвестиционного управляющего Stanphyl Capital Partners, и Гордона Джонсона, гендиректора GLJ Research, диаметрально противоположное мнение. Подход Tesla «небезопасен и никогда не будет таковым без радара и лидара», заявляет Спигел, который играет на понижение акций Tesla. Как указывает Джонсон, BYD в феврале заявила, что предложит бесплатно, в качестве стандартной опции технологию помощи водителю, схожую с FSD-системой, которую Tesla предлагает в Китае за $8 тыс.  

«BYD вам говорит, что в беспилотном управлении нет никакой ценности. Фактически, оно настолько ничего не стоит, что мы отдадим его даром», — говорит Джонсон.

Власть сильнее денег

Теперь, помимо экономических факторов, на бизнес Tesla могут повлиять политические. Согласно бюджетному законопроекту Трампа, налоговый вычет на сумму до $7,5 тыс. при покупке некоторых моделей Tesla и других электромобилей отменят до конца 2025 года, на семь лет раньше, чем планировала администрация Джо Байдена. Это лишит компанию примерно $1,2 млрд годовой прибыли, по расчетам аналитиков JPMorgan. 

Другой законопроект, одобренный Сенатом, направленный против поддержки сектора электромобилей в Калифорнии, может лишить Tesla еще $2 млрд, получаемых от продажи квот на выбросы углекислого газа. 

В совокупности из-за этих мер компания может потерять около половины из более чем $6 млрд прибыли до вычета налогов и процентных выплат, которую, по прогнозам аналитиков, Tesla получит в этом году, полагают в JPMorgan.

Но и это еще не все. Бюджетный законопроект также предусматривает ускоренный отказ от налоговых льгот для производителей чистого электричества, что ударит по Tesla Energy. «Резкая отмена налоговых льгот на электроэнергию поставит под угрозу энергетическую независимость Америки и надежность нашей энергосистемы», — заявила Tesla Energy.

Наконец, Трамп может начать преследовать Маска и его компании. 

«В мире политики и больших финансов власть всегда будет главнее денег», — написал после перепалки бизнесмена с президентом Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. 

Примеров тому множество, один из них — падение основателя Alibaba Джека Ма, который лишился своих компаний и пропал с глаз долой после упрека в адрес китайских регуляторов. 

«Пришло время Маску совершить нехарактерный для него поступок, — пишет Триси. — Ему следует заткнуться. Правительство может нанести неописуемый ущерб его бизнес-интересам. Если он решит превратить борьбу с законопроектом о бюджете в личный крестовый поход, его бизнес пострадает».

Поделиться