Котова Юлия

Юлия Котова

руководитель новостной службы Oninvest
Венесуэла обладает крупнейшими в мире запасами углеводородов, но их извлечение осложнено санкциями / Фото: Shutterstock

Венесуэла обладает крупнейшими в мире запасами углеводородов, но их извлечение осложнено санкциями / Фото: Shutterstock

После военной операции США в Венесуэле и захвата президента Николаса Мадуро для нефтяной промышленности страны возможны два сценария развития событий, сказал Bloomberg руководитель отдела геополитического анализа консалтинговой компании Rystad Energy Хорхе Леон.

Первый вариант — быстрая и мирная передача власти, которая позволит снять санкции и возобновить экспорт в обычном режиме. Во втором сценарии передача власти будет проходить тяжелее, что приведет к внутренним конфликтам и нарушит добычу в Венесуэле.

«Многое будет зависеть от дальнейших действий военных, — сказал Леон. — Какой из этих сценариев более вероятен, станет ясно в ближайшие дни и часы».

Кто выиграет и проиграет от смены власти в Венесуэле

Военной операции США предшествовали месяцы эскалации напряженности между Вашингтоном и Каракасом. В декабре после захвата американцами нефтяных танкеров у побережья Венесуэлы аналитики Seeking Alpha попытались оценить, как повлияет потенциальное вторжение США в Венесуэлу на энергетический сектор. Вот к каким выводам они пришли:  

— наиболее очевидные непосредственные бенефициары — американские нефтяные компании, не работающие в Венесуэле. В их числе — Occidental Petroleum и Diamondback Energy. Они смогут получить высокий свободный денежный поток на фоне роста цен на нефть и умеренных капитальных затрат, пояснил аналитик Луи Жерар; 

— активы Chevron, напротив, окажутся под угрозой в краткосрочной перспективе, продолжил он. Сейчас Chevron — единственная крупная американская нефтяная корпорация, которая ведет бурение в Венесуэле. На нее приходится примерно треть всей добычи в стране, пишет WSJ. С другой стороны, в долгосрочной перспективе Chevron может оказаться крупнейшим бенефициаром увеличения добычи в стране в случае успешной смены режима и приватизации нефтяной госкомпании Petróleos de Venezuela. Chevron после авиаударов на Венесуэлу заявил, что уделяет первостепенное внимание безопасности и благополучию своих сотрудников и сохранности своих активов;

— от потенциального увеличения добычи в Венесуэле также выиграют нефтесервисные компании, например, SLB и Baker Hughes, отметил аналитик;

— проигравшими в этом сценарии станут нефтеперерабатывающие компании с побережья Мексиканского залива США, такие как Marathon Petroleum и Valero Energy, чьи НПЗ ориентированы на переработку тяжелой нефти. В случае полного прекращения поставок в регионе этим компаниям придется переориентироваться на Канаду и платить премию, что приведет к росту издержек и снижению маржи переработки;

— аналитики также допускают краткосрочный скачок цен на нефть. Но в более долгосрочной перспективе все будет зависеть от того, как пройдет процесс перехода власти, отмечают они. Эффективная передача власти может привести к быстрому увеличению экспорта нефти на мировой рынок. Однако исторически крупные нефтедобывающие страны, на которые США оказывали военное давление (Ирак, Ливия), так и не смогли восстановить добычу до прежних уровней, констатирует Seeking Alpha.

Что известно о венесуэльской нефти

Венесуэла считается обладателем крупнейших в мире запасов нефти, но ее добыча сдерживается западными санкциями. До частичной блокады со стороны США добыча нефти в Венесуэле составляла чуть менее 1 млн баррелей в день. Десять лет назад этот показатель достигал почти 2,5 млн баррелей в день. Возвращение к этому уровню — и даже к более высоким показателям — потребует времени и предполагает наличие четкого и осуществимого плана на период после Мадуро, пишет Bloomberg.  

Оценить экспорт нефти из Венесуэлы сложнее — многие танкеры, загружающиеся там, прибегают к «иранской тактике»: скрывают свое местоположение в венесуэльских водах и прибегают к тайным перегрузкам с судна на судно. По данным Bloomberg, поставки венесуэльской нефти оцениваются в пределах от 500 000 до 800 000 баррелей в день.  

Data Source: U.S. Energy Information Administration

Data Source: U.S. Energy Information Administration

Поделиться