Центробанки не увидели угрозы доминированию доллара. Что будет с его курсом дальше?
Первая половина 2025 года стала худшей для доллара со времен окончания действия Бреттон-Вудской системы

Главы крупнейших западных центробанков не видят реальных угроз доминированию доллара в качестве мировой резервной валюты / Фото: Shutterstock.com
Центральные банки не видят реальных угроз доминированию доллара в качестве мировой резервной валюты в обозримом будущем. Об этом главы центробанков заявили на ежегодной конференции в португальской Синтре. Первое полугодие стало худшим для доллара с 1973 года. Что будет с курсом дальше?
Детали
Председатель Европейского центробанка Кристин Лагард допустила, что когда-нибудь евро сумеет стать альтернативой доллару — но только если страны еврозоны проведут необходимые реформы. «Чтобы произошли серьезные перемены, потребуется много времени и усилий», — цитирует Reuters выступление Лагард на панельной дискуссии с главами центробанков США, Великобритании, Японии и Южной Кореи. «Это не случится в одночасье. История показывает, что такого не бывает», — подчеркнула она.
Глава Банка Японии Кадзуо Уэда тоже уверен: все упрется в необходимость реформ. «В определенной степени это зависит от того, что сделают такие регионы, как Европа или Китай для повышения эффективности и удобства своих валют», — сказал он, приведя в пример интеграцию рынков капитала в еврозоне.
Управляющий Банком Англии Эндрю Бейли не видит предпосылок для быстрой переоценки роли доллара. «На данный момент я не наблюдаю серьезного сдвига», — отметил он. Любая валюта, претендующая на статус резервной, должна обеспечивать достаточный объем номинированных в этой валюте низкорисковых активов, которые участники финансового рынка могут использовать, заявил Бейли.
Глава Банка Кореи Ли Чан Ен добавил: разговоры о возможной смене валютных приоритетов действительно ведутся, но на практике пока все остается по-прежнему. «Похоже, об этом говорят. Но пока инвесторы сохраняют долю доллара в резервах и просто увеличивают хеджирование», — пояснил банкир.
Контекст
Доллар завершил первую половину 2025 года с худшими показателями за полвека — со времен окончания действия Бреттон-Вудской валютной системы, пишет Financial Times. Падение индекса американской валюты в январе-июне текущего года на 10,8% также оказалось самым резким по сравнению с любым полугодием, начиная с 2009 года. Торговые войны, огромные заимствования США и сомнения в том, что ФРС сохранит независимость, подорвали привлекательность доллара как безопасного убежища для инвесторов.
Прогнозы о том, что торговая политика Трампа нанесет больший ущерб экономике других стран и, как следствие, укрепит доллар, не оправдались. Евро, который многие на Уолл-стрит ждали на уровне паритета с долларом, вырос на 13% — до $1,17. По словам валютного стратега ING Франческо Пезоле, иностранные инвесторы требуют более активного валютного хеджирования долларовых активов — и это мешает доллару отыгрывать рост американского рынка акций.
Что дальше
Доллар сейчас торгуется на самом низком уровне более чем за три года. Ставка на его ослабление стала настолько массовой, что аналитики ждут замедления падения. «Ставка на слабый доллар стала перегруженной, и я думаю, темпы снижения замедлятся», — говорит Гай Миллер, главный рыночный стратег страховой группы Zurich.
Курс доллара сейчас определяют три основных фактора: торговля, фискальная политика и ожидания по ФРС — лидируют, безусловно, последние, написал 1 июля валютный стратег Convera Антонио Руджеро.
— Торговля. Несмотря на позитивные подвижки — от надежд на сделку с Китаем до снятия Канадой налога на цифровые услуги технологических гигантов и прогресса в переговорах с Индией и ЕС — все это пока слабо влияет на доллар, считает Руджеро. Рынок ждет конкретики: нужны четкие соглашения и понимание, насколько ФРС действительно готова к снижению ставок.
— Фискальная политика. Сенат США утвердил обновленную версию «большого, красивого» налогового законопроекта Трампа, и теперь документ отправится на повторное голосование в нижнюю палату Конгресса. Рынки проявляют осторожность: Бюджетное управление Конгресса оценивает, что этот пакет увеличит дефицит бюджета США на $3,3 трлн за следующее десятилетие — по сравнению с $2,8 трлн в первоначальной версии, принятой Палатой представителей. Сопротивление законопроекту Трампа даже внутри Республиканской партии, ускоренные сроки принятия и недостаток деталей вызывают у рынков дежавю — неопределенность бьет по доллару сильнее самой сути инициативы.
— Федрезерв США. Американский ЦБ остается главным источником давления на доллар: рынок не спешит верить в решительный «голубиный» поворот, особенно на фоне смешанной макростатистики и инфляции, которая может снова ускориться. В фокусе — данные по рынку труда на этой неделе: если отчеты окажутся сильными, это может скорректировать ожидания по сентябрьскому снижению ставки и дать доллару повод для отскока, считает Руджеро.