author

Артур Арутюнов

article

Президент США Дональд Трамп подписал указ о введении пошлин на весь импорт в Штаты. Аналитики и экономисты теперь прогнозируют ухудшение ситуации в мировой экономике и ослабление глобального спроса. Фото: x/The White House

Главная тема недели в блогах — вышедшая на новый уровень торговая война, которую президент США Дональд Трамп объявил всему миру. В среду, 2 апреля, он заявил о введении пошлин на импорт из более 180 стран. Белый дом называет это «восстановлением справедливости». Что пишут по этому поводу известные экономисты и бывшие американские чиновники? 

Последствия для экономики США 

Бюджетная лаборатория Йельского университета уже посчитала, что введенные зеркальные пошлины замедлят рост ВВП США на 0,5 п.п. в 2025 году и на 0,1 п.п. в 2026-м, а в долгосрочной перспективе экономика останется на 0,4% ниже потенциального уровня и будет ежегодно недополучать $100 млрд. Экспорт США в долгосрочной перспективе сократится на 10%. 

Если учитывать все пошлины США, уже введенные в 2025 году, то американский ВВП снизится на 0,9 п.п. в 2025 году и на 0,6% в долгосрочной перспективе, что эквивалентно $160 млрд. Экспорт упадет на 18,1%.

«Добро пожаловать в какистократию», – прокомментировал в своем блоге решение Трампа Грегори Мэнкью, профессор экономики в Гарварде и автор одного из самых известных учебников по макроэкономике. Термин «какистократия» означает власть худших, наименее квалифицированных людей. Это слово нечасто встречается в академической литературе и обычно используется как полемический или сатирический термин, а не как строгое аналитическое понятие в политической науке.

Еще в 2016 году, когда Трамп вел свою предвыборную кампанию, Мэнкью отмечал, что он не предложил связной экономической концепции, но его риторика последовательно демонстрировала враждебность к свободной торговле. «Это само по себе дисквалифицирует его», – писал он в своем блоге. Сегодня же экономист вынужден констатировать: «К сожалению, я был прав».

Что не так с расчетом пошлин

В основе методологии расчета пошлин, по официальной версии, — рассчитанные для каждой страны сальдо торгового баланса с США (то есть разница между экспортом и импортом) и объем импорта. Также в формуле учитывалось влияние изменения цен на объем импорта и степень переноса пошлин в цены импорта. При этом многие журналисты и экономисты утверждали (про это писал, к примеру, CNBC), что американские чиновники при расчете размера новых пошлин просто делили торговый дефицит США с каждой страной на объем импорта из нее. 

Нобелевский лауреат по экономике, автор новой теории международной торговли Пол Кругман написал о другой проблеме: расчеты учитывают только торговлю товарами, но не торговлю услугами. Речь идет, к примеру, об услугах в сфере высоких технологий (лицензирование программ, доступ к облачным технологиям), инвестиционно-банковских услугах, образовании и так далее. 

Например, торговый дефицит США с ЕС в товарах составил $100 млрд, но в сфере услуг он компенсировался профицитом в более $150 млрд, приводит экономист данные Еврокомиссии. То есть США больше импортировали товаров из ЕC, но больше экспортировали услуг. 

Формула полностью ошибочна, поскольку она предполагает, что единственный справедливый торговый баланс равен нулю, пишет профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини. Если следовать логике Трампа о нулевом торговом балансе, другие страны должны были ввести пошлины на услуги, чтобы компенсировать торговый профицит с США в этой сфере. В 2023 году он составил $280 млрд при общем экспорте услуг около $1 трлн, пишет экономист. В таком случае, пишет он, ответная пошлина на услуги США должна была бы составлять в среднем 28%.

Метод, использованный администрацией Трампа для расчета зеркальных пошлин не основан на реальных данных об их размере и имеет мало общего с экономической логикой, отметил Лоуренс Саммерс, профессор Университета Элиота и бывший директор Национального экономического совета США. Тарифная политика Трампа имеет такое же отношение к экономике, как креационизм (вера в то, что все живое было создано высшими силами) для биологии и астрология для астрономии, пошутил он. 

Миф о торговом дефиците и тарифной политике 

Профессор финансов в Школе управления Гуанхуа при Пекинском университете Майкл Петтис отмечает, что пошлины сами по себе не являются ни абсолютным злом, ни универсальной панацеей. Они всего лишь один из инструментов промышленной политики, который в одних условиях может способствовать экономическому росту, а в других, наоборот, тормозить его.

Но главная проблема тарифной политики Трампа — это ее неэффективность для решения проблем с торговым дефицитом, считает он. Пошлины, которые вводит Белый дом, в первую очередь меняют направление торговли, но не затрагивают внутренние проблемы в странах с торговыми профицитами и не решают экономические проблемы США, из-за которых возникает дефицит. История уже показала это: после первых раундов повышения американских пошлин в отношении китайских товаров в 2018 году дефицит США с Китаем действительно сократился, но общий торговый дефицит Штатов вырос, как и торговый профицит Китая. Пошлины лишь перераспределили торговые потоки между странами.

Если администрация Трампа действительно хотела бы снизить торговый дефицит, она должна была бы пересмотреть всю экономическую модель США, включая налоговую политику, дефицит бюджета и роль страны в мировой экономике. 

Чем ответить США? 

«Это колоссально глупый шаг, который приведет к росту цен для американских потребителей и производителей», – написал в своем блоге Роберт Райх, профессор Калифорнийского университета в Беркли и бывший министр труда США.

Он считает, что пострадавшие от повышения пошлин страны не должны вести переговоры с Вашингтоном в одиночку. Им следует объединить усилия и создать зону свободной торговли, исключающую США, введя минимум 10-процентные пошлины на американские товары. «Они будут склонны вести переговоры по отдельности, но этого делать не стоит. Им нужно говорить с позиций силы, а создать такую позицию сможет лишь независимый торговый союз без участия США», – считает Райх.

Кроме того, он рекомендует странам ограничить доступ американских банков к своим фондовым рынкам, ввести лимиты на объем инвестиций своих граждан в американские компании и усилить налоговое и регуляторное давление на цифровые платформы из США.


Поделиться