Индекс страха Уолл-стрит упал. Почему Deutsche Bank видит риск летнего кризиса?
Многие исторические кризисы начинались именно в третьем квартале, напоминает стратег банка

Возможны ли летние потрясения в 2025 году? / Фото: BalkansCat / Shutterstock.com
Индекс страха на Уолл-стрит опустился до уровней конца марта, когда Белый дом еще не объявил о резком повышении пошлин для всех торговых партнеров. Однако стратег Deutsche Bank видит сразу несколько факторов, которые способны спровоцировать волатильность. Среди них — эскалация торговой войны, рост пошлин, усиление инфляционного давления и фискальные риски.
Детали
Инвесторы все больше беспокоятся о возможной новой волне турбулентности по мере приближения разгара лета, заявил стратег Deutsche Bank Генри Аллен в своей заметке, в которой он оценивает возможность еще одного рыночного шока в 2025 году. Ее публикует Seeking Alpha.
Третий квартал исторически характеризуется самым сильным всплеском так называемого индекса страха VIX, отмечает Аллен. «Ликвидность обычно низкая, и исторически многие кризисы начинались именно в конце лета», — написал он.
Сейчас рынки относительно спокойны — индекс страха VIX почти три недели находится ниже отметки 20, что считается признаком относительно низкой волатильности на рынке, обратил внимание Barron’s. Так же ниже 20 индекс VIX был в конце марта, перед так называемым Днем освобождения, когда Белый дом объявил повышенные пошлины для всех торговых партнеров.
Что может встряхнуть рынки в 2025 году?
— Наиболее вероятной причиной турбулентности на рынках этим летом Аллен назвал угрозу эскалации торговой войны. Она может привести к разгону инфляции и заставить инвесторов исключить из ожиданий снижение ставки ФРС.
«В этом году рынки демонстрируют удивительную устойчивость. Макроэкономические основы остаются прочными, и мы видим, что политики готовы корректировать свою линию в ответ на рыночную турбулентность [пример — решение Трампа отложить пошлины после апрельского обвала. — Oninvest]. Таким образом, динамика рынка сама по себе сдерживает политику. И пока это так, для продолжительного кризиса на рынках потребуется гораздо более серьезный шок, который нельзя будет быстро компенсировать политическими мерами», — пишет стратег.
По его мнению, сохраняется вероятность введения дополнительных секторальных пошлин — сверх тех, что уже применяются к стали, автомобилям и алюминию. Аллен считает, что рынки еще не полностью учитывают этот риск в ценах. «И, конечно, люди ожидают, что могут быть заключены новые торговые соглашения, которые не позволят пошлинам вернуться к уровням, установленным в «День освобождения»», — добавил Аллен.
Резкое повышение пошлин в августе после отсрочки вполне укладывается в этот сценарий и может спровоцировать новую волну распродаж, отметил он.
— Второй причиной турбулентности на рынках может стать усиление инфляционного давления, считает Аллен. По его словам, пока что очевидных признаков того, что пошлины существенно повлияли на потребительские цены, нет. Однако все внимание инвесторов будет приковано к индексам потребительских цен (CPI) за июнь и июль, которые могут показать полный эффект действия пошлин. Сохранение инфляции выше целевого уровня будет означать, что ФРС вряд ли перейдет к снижению ставки в ближайшее время, констатирует стратег.
«В конце концов, рынок труда все еще находится в хорошей форме, так что с этой стороны нет срочной необходимости снижать ставку. А если инфляция уйдет еще выше целевого уровня, еще один аргумент в пользу снижения исчезнет», — сказал Аллен.
— Третья угроза, которая может привести к потрясениям на рынках, по мнению Аллена, — опасения по поводу фискальной устойчивости, с которыми сталкиваются не только США, но и несколько других стран G10, пишет MarketWatch.
Уже в этом году рост премий за срок — дополнительной доходности, которую инвесторы требуют за владение долговыми инструментами более длительного срока — привел к повышению доходности долгосрочных облигаций США (до 4,969% для 30-летних казначейских облигаций), Японии (3,065%) и Великобритании (5,473%).
Рост доходностей напрямую транслирует опасения по поводу финансирования высоких дефицитов бюджета, пишет MarketWatch.
— Среди других возможных причин, которые могут привести к потрясениям на рынках, по мнению Аллена, — замедление темпов экономического роста, а также геополитический шок, который может спровоцировать скачок цен на нефть.
Однако, по его словам, пока рынкам удается сохранять устойчивость на фоне неопределенности вокруг тарифов и отдельных геополитических потрясений.