Оверченко Михаил

Михаил Оверченко

приглашенный обозреватель Oninvest
Несмотря на продолжающийся обвал крипторынка, компания Strategy в декабре купила биткоины. Ее генеральный директор Майкл Сейлор ранее заявлял, что никогда их не продаст / Фото: Michael Saylor / X

Несмотря на продолжающийся обвал крипторынка, компания Strategy в декабре купила биткоины. Ее генеральный директор Майкл Сейлор ранее заявлял, что никогда их не продаст / Фото: Michael Saylor / X

Появление в последние годы публичных компаний, чья основная деятельность заключается в приобретении и хранении криптовалют, и рост их собственных акций стали одним из ярких свидетельств энтузиазма на рынке цифровых активов в этом году. Но начавшийся в октябре обвал выбил у многих энтузиастов почву из-под ног. К концу года, вероятно, ситуация не улучшится, и большинство публичных компаний–криптохранилищ оставят инвесторов с убытками. 

«Просто куча денег»

Примерно 70% из 138 американских и канадских публичных компаний–криптохранилищ принесут инвесторам убыток по итогам года, подсчитал Bloomberg. 

С начала года по 5 декабря медианная цена их акций упала на 43%, тогда как у компаний, входящих в индексы S&P 500 и Nasdaq 100, выросла на 6% и 10% соответственно. При этом сам биткоин подешевел на 6%, а Etherium, который также часто «закладывается» в криптохранилища, — на 10%.

Рынок криптовалют пережил обвал 10 октября, когда за несколько часов их капитализация рухнула более чем на $19 млрд. Биткоин, цена которого 6 октября поднималась выше $126 тыс., затем падал до $82,64 тыс. Вместе с обвалом крипторынка изрядно уменьшилась и капитализация криптохранилищ.  

Автар Сера, основатель и гендиректор STBL (выпускает обеспеченный золотом и серебром стейблкоин), называет следующие причины «крупнейшей ликвидации» позиций в истории крипторынка. 10 октября президент США Дональд Трамп объявил о введении дополнительных 100-процентных пошлин против Китая и новых ограничениях на поставки ему технологий, чем спровоцировал бегство из рисковых активов. Хотя месяц спустя Трамп заключил с председателем КНР Си Цзиньпином торговое перемирие на год, крипторынок не восстановился. Обвал спровоцировал эффект домино, «выбив» с рынка огромное количество игроков, покупавших криптоактивы на заемные средства. А для криптохранилищ добавился еще один негативный фактор. Тогда же, 10 октября, провайдер индексов MSCI сообщил о возможном пересмотре их оценки: в случае реклассификации MSCI будет считать их не компаниями, а фондами, и исключит из индексов акций.

Один из ярчайших представителей компаний, ставших хранилищем цифровых активов, — Strategy. Ее гендиректор Майкл Сейлор в 2020 году начал скупать биткоины и в результате превратил производителя программного обеспечения в криптохранилище. Он неоднократно обещал никогда не продавать эту криптовалюту, а в феврале этого года даже пошутил: «Если очень нужно, продайте почку, но сохраните биткоины».

Акции Strategy с июльского пика упали более чем на 60%. Правда, Сейлор слово держит, и за первую неделю декабря Strategy приобрела 10 624 токенов на $962,7 млн, что стало ее крупнейшей покупкой с июля. Цена биткоина в этот период колебалась в диапазоне $85 тыс. – 94 тыс.  

Еще более ярким примером всплеска криптомании и наступившего затем разочарования стала компания SharpLink Gaming, работающая на рынках онлайн-казино и ставок на спорт. Ее акции стоили в начале года лишь несколько долларов. Но в мае, когда она заявила, что станет криптохранилищем Etherium, они за несколько дней взлетели на 2600%, почти до $80. 

С тех пор цена ее бумаг рухнула почти в восемь раз — в пятницу, 12 декабря, торги закрылись на уровне $10,5. Сейчас рыночная капитализация SharpLink составляет примерно 90% от стоимости принадлежащих ей криптомонет Etherium, пишет Bloomberg, отмечая: «Всегда было сложно объяснить, почему токены должны стоить дороже только потому, что принадлежат публичной компании».

SharpLink, по крайней мере, удалось избежать судьбы Greenlane Holdings, чья рыночная капитализация упала на 99% до $14,7 млн, несмотря на то, что она накопила криптовалюты BERA на $48 млн. 

«Инвесторы посмотрели на это все и поняли, что такие активы особого дохода не приносят, а компания просто сидит на этой куче денег», — сказал Bloomberg Федор Шабалин, аналитик B. Riley Securities.

Для привлечения средств на покупку криптовалюты Strategy выпускала конвертируемые облигации и привилегированные акции. А все криптохранилища, по оценке Шабалина, привлекли на эти цели $45 млрд в текущем году. Теперь по этим бумагам компаниям нужно платить проценты и дивиденды, но хранящиеся у них криптовалюты не приносят дохода, если только не дорожают. 

«Если вы держите акции Strategy, то у вас есть риск, связанный с биткоином, а также любые корпоративные риски, которые на себя берет компания», — говорит Майкл Лебовиц, управляющий портфелем RIA Advisors.

Трампы «похудели» на $1 млрд

Похожая судьба постигла криптохранилище публичной компании Alt5 Sigma, поддержанной Эриком и Дональдом Трампом-младшим, сыновьями американского президента. Она решила купить на $1 млрд токены WLFI, выпущенные World Liberty Financial, сооснователями которой являются сам Трамп и три его сына. 

Акции Alt5 Sigma упали более чем на 80% с июньского пика.

Другие криптоактивы, связанные с Трампами, тоже стали жертвами сокрушительного падения. Поначалу они пережили настоящий бум: сам Трамп пообещал сделать США криптостолицей мира, а его сторонники через покупку связанных с ним криптоактивов демонстрировали лояльность или могли получить какие-то выгоды. 

Например, в апреле Трамп пообещал отужинать с держателями его мемкоина, выпущенного перед инаугурацией. Гендиректор онлайн-магазина электромобилей Джоэл Ли купил эти токены, чтобы попасть на ужин, но вскоре продал, так как ему не понравилась война пошлин с Китаем, рассказал он Bloomberg.

С январского пика цена мемкоина Трампа упала на 90%, а его жены Мелании — на 99%. Токен WLFI подскочил при выпуске в сентябре, после чего тут же пошел вниз и подешевел уже на 47%.

Акции криптомайнера American Bitcoin, сооснователем которого является Эрик Трамп, в начале торгов 2 декабря за 26 минут рухнули на 51%. А с сентябрьского пика их падение составило 80%.

На падении крипторынка Трампы потеряли порядка $1 млрд, хотя все еще сохранили значительную часть дохода. Они больше не входят в число 500 богатейших людей планеты, согласно индексу миллиардеров Bloomberg: с начала сентября по конец ноября их состояние сократилось с $7,7 млрд до $6,7 млрд. По оценке Forbes, текущее состояние американского президента составляет $6,2 млрд, он на 598 месте в списке. 

А вот у многих простых инвесторов такой финансовой подушки нет. Выступление президента на стороне крипторынка давало надежду, что это создаст поддержку для котировок, пожаловался агентству 22-летний студент из Ванкувера Кевин Ху: «Но рынок отреагировал иначе. А все, что связано с мемкоинами, так и вовсе оттолкнуло многих людей». Стоимость портфеля цифровых токенов Ху к середине ноября упала на 40%.

Потеря энтузиазма

На протяжении большей части года именно институциональные инвесторы поддерживали «легитимность биткоина и его цену», вкладывая деньги в биткоин-ETF, писал Bloomberg: эти стабильные инвестиции помогли представить его как инструмент для диверсификации портфеля — защиту от инфляции, обесценивания валюты и политической нестабильности.

Главную криптовалюту мира все чаще называли цифровым золотом, но теперь такое сравнение уже не так очевидно. Биткоин вечером 14 декабря стоил $88,6 тыс., с начала года его цена упала примерно на 5%, а с октябрьского пика — на 30%. Между тем, золото c начала года подорожало более чем на 60%. 

 «После падения рынка 10 октября благотворный цикл “ликвидность порождает ликвидность” был нарушен, — говорит Ле Ши, управляющий директор гонконгского криптоброкера Auros. — Институциональные инвесторы хотят для возвращения на рынок увидеть надежные уровни поддержки, но их отсутствие сокращает ту самую ликвидность, которую они ищут. Точно так же и розничные инвесторы ждут признаков оживления [на рынке]… прежде чем снова вступить в игру».

Но признаков этих пока нет. Отток из биржевых фондов биткоина с 10 октября превысил $5,2 млрд, из фондов Etherium — $2 млрд, отмечает Bloomberg. И привлекательность криптоактивов сильно померкла по сравнению с другими рынками. 

Ситуация может ухудшиться ближе к концу года, говорил в ноябре Маркус Тилен, гендиректор 10XResearch. Алекс Сондерс, директор по количественному макроанализу Citi, придерживается аналогичного мнения: «Мое ощущение, что инвесторы проявляют осторожность и не спешат вкладывать средства. Возможно, они потеряли энтузиазм».

Поделиться