Крупнейшему в мире суверенному фонду предложили разрешить инвестиции в оружие

Норвегия - член НАТО с момента основания альянса в 1949 году / Фото: Shutterstock
Две крупнейшие оппозиционные партии Норвегии — Консервативная и Партия прогресса — выступили за отмену этического запрета, который мешает государственному пенсионному фонду (он же Нефтяной фонд) вкладываться в Boeing, Airbus, Lockheed Martin и другие оборонные компании. Решения крупнейшего в мире фонда имеют значительный вес и могут повлиять на поведение других крупных инвесторов.
Детали
Лейбористское правительство Норвегии должно изменить этический кодекс Нефтяного фонда так, чтобы он мог инвестировать в компании, критически важные для обороны западных стран, считает замглавы Консервативной партии Тина Брю. «На всем Западе закупаются вооружения у тех же компаний, в которые Нефтяной фонд не может инвестировать. Это нелогично — запрещать фонду вкладываться в производителей, у которых само государство закупает оружие на бюджетные деньги», — заявила она телеканалу CNBC.
Со своей стороны, представитель Партии прогресса Ханс Андреас Лими представил законопроект о снятии запрета на инвестиции в ядерное оружие. «Это лицемерие. Мы — член НАТО, мы сильно зависим от США в вопросах безопасности. Мы покупаем технику у тех же компаний, но не имеем права в них инвестировать», — цитирует Лими Financial Times. По словам депутата, из-за этического запрета фонд вынужден избегать вложений в такие компании, как Northrop Grumman, BAE Systems, General Dynamics и Safran.
Норвежский нефтяной фонд, владеющий в среднем 1,5% акций всех публичных компаний мира и 2,5% европейских, способен задать рыночный тренд. «Это даст сигнал другим инвесторам», — отметил Лими.
Контекст
Дискуссия о допустимости инвестиций в производителей вооружений идет на фоне беспрецедентного роста военных бюджетов в Европе и доходов отрасли. Ранее акции оборонных компаний часто исключались из инвестиционных портфелей на основании ESG-принципов, так как сектор ассоциируется с войной. Но в последние месяцы отношение к оборонке стали пересматривать даже ESG-фонды.
Суверенный фонд Норвегии с активами на $1,8 трлн не имеет права владеть акциями большинства оборонных предприятий с начала 2000-х годов — тогда парламент установил для фонда запрет на инвестиции в табачную и угольную промышленность, а также в производителей компонентов ядерного или кассетного оружия. Именно последний пункт с 2005–2006 годов не позволяет фонду инвестировать в крупнейших представителей оборонки, включая Boeing, Airbus и Lockheed Martin, отмечает FT.
На правительство и нового министра финансов Норвегии Йенса Столтенберга, ранее возглавлявшего НАТО, давит не только оппозиция. Необходимо быть готовыми к тому, что представления о допустимой с этической точки зрения деятельности могут измениться, заявила глава Центробанка Норвегии Ида Вольден Бахе в своем ежегодном обращении в феврале.