Последние несколько месяцев для инвесторов Tesla были похожи на американские горки. Одна из основных причин — действия главы компании Илона Маска. Фото: The White House / x

Лидеры компаний могут оказывать огромное влияние на то, как рынки оценивают акции. Их склонность к стратегическому видению или, напротив, к микроменеджменту, готовность к инновациям или консерватизм и даже их медийная и политическая активность способны сильно поменять траекторию развития компании. Естественно, все это не остается без внимания инвесторов. 

Американские горки 

Для инвесторов Tesla последние полгода похожи на американские горки. Акции компании в середине декабря 2024 года достигли исторического пика, а уже к 8 апреля рухнули со своих максимумов более чем на 50%. После этого к концу мая они опять выросли более чем на 50%. Затем, 5 июня, всего за один день подешевели на 14%, к настоящему времени они отыграли большую часть этих потерь, но полностью не восстановились. Все это время внимание рынка было приковано не столько к операционным и финансовым результатам производителя электромобилей, сколько к событиям вокруг гендиректора компании Илона Маска.

Разочарование потребителей в Tesla наступило после того, как он потратил почти $300 млн на избирательную кампанию Трампа и республиканцев, тем самым «купив» себе место в администрации. Департамент эффективности госуправления (DOGE), который возглавил Маск, занялся масштабным сокращением госслужащих и борьбой с политикой разнообразия, равенства и инклюзивности. Это вызвало массовые демонстрации против Tesla в демократическом Нью-Йорке, привело к расстрелу автосалона в Орегоне, повреждению более 80 машин в дилерском центре в Канаде и множеству других событий такого рода. 

Во многих странах потенциальные потребители пересмотрели планы покупки Tesla из-за политической активности Маска. Владельцы электрокаров стали находить записки с настоятельными призывами в ближайшее время сменить машину. Некоторые из них разместили на своих автомобилях наклейки типа «Против Маска», «Купил до того, как Илон сошел с ума», «Эта Tesla не поддерживает фашистов». 

Фундаментальные факторы

Политизация Маска, по словам аналитика Wedbush Дэна Айвза, нанесла компании огромный ущерб. В I квартале 2025 поставки Tesla упали на 13% год к году и на 32% по сравнению с предыдущим кварталом — до самого низкого за последние три года уровня. Инвесторы, когда-то рассчитывавшие на то, что близость Маска к Трампу окажется выгодной для компании, были разочарованы. Акционер Tesla Росс Гербер заявил: «Бренд испорчен, и, возможно, непоправимо. 100% ответственности лежит на совете директоров».  

Проблемы Tesla не только в Маске. Инвесторов беспокоит растущая конкуренция со стороны китайских производителей, которые быстро развиваются и представляют новые модели. Однако действия главы компании многократно усилили влияние этих трендов на акции. Так, в начале этого месяца бурная ссора главы Tesla с Трампом пошатнула котировки, а последующий пост CEO с извинениями помог бумагам отыграть часть потерь.

Акции всегда торговались на новостях о Маске, говорит главный рыночный аналитик Phoenix Financial Services Уэйн Кауфман: «Когда Маск казался визионером, было ралли. Когда он занялся DOGE, их сбрасывали. Когда покинул DOGE — они восстановились». В случае с Tesla стоимость компании невозможно отделить от ее лидера, отмечает Кауфман. 

Прагматичный подход

Как «влюбленность», так и неприязнь инвесторов к топ-менеджерам не берутся из воздуха. Согласно теории «высших эшелонов», которую представили американские ученые Дональд Хэмбрик и Филлис Мейсон, CEO компаний приносят с собой уникальный набор компетенций, ценностей и личностных характеристик, которые неизбежно сказываются на фактических результатах бизнеса. Пытаясь предсказать, как это может отразиться на динамике акций, другие исследователи впоследствии анализировали самые разные параметры: от управленческих стилей и типов характера топ-менеджеров до таких частностей, как диалект или строение лица.

Компании «совестливых» руководителей, как правило, отличаются более низкой волатильностью акций, но способны достигать более высокой доходности при повышении уровня риска, утверждает Джозеф Харрисон из Университета Теннесси. «Фирмы более невротичных и экстравертных CEO, напротив, демонстрировали тенденцию к более высокой волатильности акций, но в меньшей степени могли преобразовать этот высокий риск в повышенную отдачу для акционеров».

Одни и те же черты топ-менеджера могут влиять на организацию противоположным образом. Например, избыточная уверенность CEO в себе может коррелировать с большей склонностью к инновациям, которые обычно нравятся инвесторам. Но это же качество повышает риск неоптимальных решений и волатильность денежных потоков, что негативно сказывается на доходности акций.

Чрезмерная самонадеянность разрушительна и для компаний, и для цивилизаций, «будь то Древняя Греция или современная Кремниевая долина», говорил глава Microsoft Сатья Наделла. Его собственные управленческие принципы иллюстрируют тезис о том, что эмпатия и ценностные ориентиры менеджмента могут позитивно влиять на динамику акций.

Культурная революция

В начале 2014 года, когда Наделла возглавил Microsoft, компания переживала не лучшие времена. Она упустила возможность выйти на рынок мобильных устройств, Windows 8 потерпела неудачу, а на рынке персональных компьютеров наметился спад. Внутри компании царила жесткая конкуренция между департаментами и настороженное отношение к новым идеям.

Спустя пять лет рыночная капитализация Microsoft увеличилась более чем втрое, превысив $1 трлн. Сейчас она составляет около $3,7 трлн. Наделла кардинально изменил корпоративную культуру, поддерживая кооперацию сотрудников и готовность к постоянному обучению, поощряя у них позицию «стремлюсь все узнать» вместо «уже все знаю». 

Аналогичными образом стала вести себя и компания в целом. Вместо попыток отгородиться от конкурентов Наделла сделал ставку на партнерства, чтобы расширить базу пользователей. Так, компания стала предлагать свой почтовый сервис Microsoft Outlook для устройств Apple и Android, а дополнительным способом завоевать новые рынки стали сделки M&A, включая приобретение LinkedIn. Microsoft считается лидером в коммерциализации ИИ-продуктов, писал Bloomberg — компании это удается благодаря партнерству с OpenAI и внедрению собственного ИИ-ассистента Copilot в пакет офисных приложений.

Культурную революцию дополнили дальновидные стратегические инициативы, например, развитие облачных сервисов. Последний финансовый отчет компании показал, что спрос на ее облачные решения остается устойчивым, несмотря на тарифные войны и неопределенность в экономике. 

Видеть за деревьями лес

Лидеры-стратеги, которые соотносят текущие решения с долгосрочным видением развития компании, нередко добиваются более высоких результатов (в том числе для акционеров), чем менеджеры, которые чересчур фокусируются на разрозненных оперативных задачах, показало исследование Гарвардского университета. Яркая иллюстрация — кейс Лизы Су, главы Advanced Micro Devices (AMD), которую в 2024 году журнал Time назвал CEO года. 

Когда в 2014 году она возглавила AMD, производитель полупроводников находился на грани банкротства. Его доля на рынке чипов для дата-центров сократилась почти до нуля, а котировки акций приближались к историческому минимуму. С тех пор бумаги выросли примерно в 4050 раз, а общая капитализация в 2022 году впервые обогнала Intel.

Этих результатов Лиза Су, выпускница MIT по специальности «инженер электротехники», добилась, сделав ставку на развитие технологий для высокопроизводительных вычислений. Новая стратегия принесла плоды не сразу, но к моменту, когда облачные вычисления, дата-центры, ИИ и игровая индустрия стали доминирующими, AMD оказалась готова к поставкам передовых чипов для этих целей. «Самым важным для нас в 2014-м было выбрать правильные рынки, перспективные для технологий, — говорила она в интервью CNN. — Люди по-настоящему обращают внимание не на то, что вы делаете сегодня, а на то, что вы делаете год за годом».

Принять преемника

Взгляды, предпочтения и решения топ-менеджеров настолько важны, что некоторые руководители становятся для потребителей и инвесторов олицетворением их компаний. Неудивительно, что новости о смене CEO могут сильно влиять на динамику акций, повышая дневную волатильность вдвое. Но на более длинном горизонте их влияние ослабевает. Интересно, что смена президентов, председателей совета директоров, финансовых директоров и операционных директоров влияет на волатильность в меньшей степени, говорится в исследовании экономистов Оклендского университета и Университета Северной Алабамы. 

Стив Джобс превратил Apple из близкой к банкротству компании в технологическую империю, совершившую переворот на рынках персональных компьютеров и мобильных устройств, а также в музыкальной индустрии. При этом он (как и Маск или глава Amazon Джефф Безос) был известен своей импульсивностью и изменчивостью, что является двумя характерными чертами невротизма, писал Forbes. Он уделял внимание мельчайшим деталям и увлекался микроменеджерством, описывал его BBC. 

Тем не менее, когда Джобс отошел от управления Apple из-за онкологического заболевания, инвесторы по всему миру волновались, что будет с компанией без его визионерских идей и сфокусированной стратегии. Однако акции, несколько раз резко проседавшие на новостях о проблемах Джобса со здоровьем, отреагировали на саму отставку лишь краткосрочным снижением. Возможно, со временем инвесторы привыкли к больничным Джобса и стали учитывать их в котировках. Поддержать доверие помог и хорошо продуманный план передачи управления Тиму Куку: его готовили к этому с момента назначения главным операционным директором в 2005 году.

Стиль управления и характер нового CEO заметно отличались от того, что привлекало инвесторов в харизматичном Джобсе. Но это не мешало им одобрить преемника, поскольку компания показывала впечатляющие результаты. При новом CEO Apple не создавала столь же революционные устройства, как раньше, зато Куку удалось существенно расширить линейку цифровых сервисов и обеспечить устойчивые доходы от подписок даже на фоне замедления продаж iPhone. За время его руководства квартальная выручка Apple выросла более чем втрое, до $95,4 млрд, а капитализация — более чем в 8 раз, до $3 трлн. 

Правда, в этом году акции Apple упали почти на 20%. Во многом это связано с внешними факторами — тарифные войны Дональда Трампа бьют по компании из-за ее зависимости от импортных поставок и сборки за рубежом, преимущественно в Китае. Однако некоторые аналитики высказывают опасения по поводу нехватки инноваций, связанных с ИИ, и просто новых продуктов. «Компания уже не растет так, как раньше, а ее мультипликаторы остаются на высоком уровне. Даже без учета политического фона это веские причины, чтобы держать по ней заниженную долю в портфеле», — признает, к примеру, Рэнди Хэа из Huntington National Bank. 

Возможно, Кук меняет бизнес-модель Apple слишком медленно и ему еще понадобится новаторский дух Джобса, чтобы вернуть расположение инвесторов.

Поделиться