Маленькая сделка с большими рисками: чем обернется введение «налога на экспорт» в США

Президент США Дональд Трамп объявил о заключении "маленькой сделки" с Nvidia и AMD, в рамках которой они смогут продавать чипы в Китай и часть доходов отчислять в бюджет. Фото: The White House / x
Президент США Дональд Трамп в пятницу, 15 августа, по дороге в Анкоридж заявил журналистам, что пошлины на импорт полупроводников в США могут достичь 300%. А в начале прошлой недели он разрешил Nvidia и Advanced Micro Devices (AMD) поставлять в Китай чипы для искусственного интеллекта, экспорт которых раньше был ограничен. Условие — компании «отстегнут» в бюджет 15% от таких продаж.
«Назвать это необычным или беспрецедентным было бы сильным преуменьшением, — прокомментировал Bloomberg Стивен Олсон, бывший представитель США на торговых переговорах, ныне работающий в сингапурском институте исследований Юго-Восточной Азии ISEAS – Yusof Ishak Institute. — Фактически это монетизация торговой политики США, при которой американские компании должны платить правительству за получение разрешения на экспорт. Если это так, то мы вступили в новый и опасный мир».
Такая, как любит говорить Трамп, «сделка» может быть попросту антиконституционной, заявляют юристы, оговариваясь, что не могут утверждать это однозначно, поскольку до сих пор так никто не делал. Возможно, это шаг на пути к превращению американской экономики в государственный капитализм.
«Маленькая сделка»
Nvidia поделится 15% доходов от продаж своего процессора H20 в Китае, заявил Трамп в понедельник, 11 августа. По его словам, сначала он предложил отчислять 20% за разрешение на экспорт H20, но в итоге стороны заключили «маленькую сделку», сойдясь на 15%. Аналогичную долю от продаж в Китай своего процессора MI308 будет перечислять в бюджет AMD.
Nvidia разработала H20 специально для Китая после того, как в конце 2023 года администрация Джо Байдена ввела ограничения на экспорт ее более продвинутых ИИ-чипов. H20 обладает меньшей вычислительной мощностью, чем топовые модели Nvidia, но пропускной способности его памяти достаточно, чтобы ИИ распознавал закономерности и делал логические выводы. Китайские производители чипов отстают в производстве передовых моделей и не выпускают процессоры для ИИ в достаточном для удовлетворения рыночного спроса количестве.
В апреле администрация Трампа ужесточила экспортный контроль, запретив продавать чипы в Китай без разрешения, что, по словам гендиректора Nvidia Дженсена Хуанга, «фактически закрыло» китайский рынок, в том числе для H20. Но в июле в Вашингтоне заявили, что позволят Nvidia и AMD возобновить продажи специализированных чипов для Китая. Американская администрация хочет, чтобы китайские разработчики «впали в зависимость» от американских технологий, заявил министр торговли Говард Латник, добавив, что H20 — не самый лучший ИИ-чип Nvidia, а «лишь четвертый».
Хуанг также заявил, что США должны поставлять чипы в Китай, чтобы он не инвестировал в собственную инфраструктуру, а в военных и государственных целях процессоры Nvidia все равно использоваться не будут, так что опасения с точки зрения национальной безопасности США излишни.
Рубеж пробит
«Кто бы ни лоббировал интересы технологического сектора в Вашингтоне, он отрабатывает каждый пенни, который ему платят», — прокомментировал договоренность о выплате 15% в обмен на разрешение возобновить продажи в Китай Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money.
Но такая сделка порождает множество рисков. Американские конгрессмены от обеих партий высказали обеспокоенность рождением практики, при которой ограничения в сфере национальной безопасности, которые до сих пор не подлежали обсуждению, можно отменить, заплатив определенную сумму.
«Экспортный контроль — это передовой рубеж защиты нашей национальной безопасности, и мы не должны создавать прецедент, стимулирующий правительство выдавать лицензии на продажу Китаю технологий, которые повысят его возможности в области ИИ», — заявил республиканец Джон Муленар, возглавляющий спецкомитет Палаты представителей по Китаю. Раджа Кришнамурти, высокопоставленный демократ из того же комитета, добавил (обе цитаты —по Reuters): «Так мы даем понять Китаю и нашим союзникам, что американские принципы национальной безопасности можно обсуждать за соответствующую плату».
Похоже, пауза в торговой войне США с Китаем, во время которой появляются подобные решения, является частью «большой сделки, направленной на мирное сосуществование» в экономике и торговле, полагает Триси. Дрю Делонг, руководитель практики геополитической динамики в консалтинговой компании Kearney, соглашается: «Очевидно, что в ходе этих переговоров администрация стремится занять более мягкую позицию в вопросе национальной безопасности».
Договоренность Трампа с Nvidia и AMD порождает и юридическую коллизию. Конституция США запрещает взимать сборы за экспорт. А сделка Трампа «безусловно выглядит как экспортный налог», говорит Кайл Хэндли, профессор Школы глобальной политики и стратегии при Калифорнийском университете в Сан-Диего: «Они могут называть это как угодно. На самом же деле это во многом выглядит как то, что правительство отщипывает себе кусочек».
Юрист по торговому праву Джереми Илулиан более осторожен в оценках. По его мнению, не зная подробностей договоренности, трудно сказать, будет ли это считаться экспортным налогом: «До сегодняшнего дня вопрос о том, сколько компании должны заплатить за получение экспортной лицензии, никогда даже не рассматривался».
«Скользкая дорожка»
Власти и компании вступают «на скользкую дорожку», приводит Reuters мнение аналитиков Bernstein. По их мнению, валовая прибыль Nvidia и AMD от продаж в Китай может сократиться на 5-15 процентных пунктов, а совокупная в результате — на 1 п. п. Для продавцов стратегических товаров в Китай подобные выплаты «могут стать бременем, а могут и спасательным кругом, позволяющим сохранить доступ на рынок с огромными и растущими возможностями», считает Генри Сусанто, управляющий портфелем Gabelli.
Если смотреть на ситуацию в более широком контексте, создается прецедент для обложения налогом важнейших экспортных товаров США, добавляют аналитики Bernstein. «Никаких ограничений больше нет, — сетует Дебора Элмс, директор по торговой политике Фонда Хинрича в Сингапуре. — Можно придумывать разные комбинации для конкретных компаний и стран по принципу “никто другой торговать не может, но, если вы заплатите нам напрямую, вы сможете это делать”«.
Как бы в подтверждение ее слов министр финансов Скотт Бессент заявил в среду Bloomberg, что договоренность с Nvidia и AMD может послужить моделью для других подобных соглашений: «Думаю, что со временем мы сможем увидеть это и в других отраслях. Сейчас это уникально, но теперь, когда у нас есть модель и проведено бета-тестирование, почему бы ее не расширить?»
Сделку Трампа он назвал «очень уникальным решением», которое позволит налогоплательщикам получить свою «долю» вознаграждения. Деньги от компаний министерство направит на погашение долга, сказал Бессент. Сейчас на обслуживание госдолга, который приблизился к 100% ВВП, идет почти каждый седьмой доллар в бюджете (эта крупнейшая статья расходов).
Сам Трамп заявил в понедельник, что рассмотрит возможность разрешить Nvidia поставлять в Китай также версию своего топового ИИ-процессора Blackwell, если компания урежет его производительность на 30-50%.
Переход к госкапитализму
Хотя власти США и раньше вмешивались в работу частного бизнеса, например, спасая банки и автопроизводителей во время финансового кризиса 2008 года, это были временные меры, а сделка с Nvidia и AMD — прецедент, и без надлежащего надзора он может привести к «государству кумовского капитализма» (crony capitalism), говорит Скотт Кеннеди, старший советник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.
«Это огромный сдвиг в том, как должна функционировать американская экономика. Никого это не обрадует, за исключением, возможно, китайцев, которые получат свои чипы и будут наблюдать за тем, как политическая система США переживает потрясения и внутреннюю напряженность», — сказал он Bloomberg.
Трамп подражает Коммунистической партии Китая, усиливая политический контроль над экономикой, пишет Грег Ип, главный экономический комментатор The Wall Street Journal.
Это будет, конечно, не государственный капитализм по-китайски (или даже в его более мягких версиях — российской, бразильской или, временами, французской), но «госкапитализм с американской спецификой», полагает он: «Это сильно отличается от идеала свободного рынка, который когда-то воплощали США».
Среди последних примеров, помимо сделки с Nvidia и AMD, — требование Трампа к гендиректору Intel уйти в отставку из-за его прошлых деловых связей с Китаем (а теперь администрация еще и ведет переговоры о приобретении доли в компании, сообщает Bloomberg со ссылкой на знакомых с этим планом людей).
Еще один пример — японская Nippon Steel получила одобрение от американской администрации на покупку U.S. Steel при условии, что Белый дом получит золотую акцию в поглощаемой металлургической компании.
Кроме того, Вашингтон уже «выбил» от торговых партнеров обещание инвестировать в США $1,5 трлн.
А еще Трамп дал указание Goldman Sachs сменить экономиста после выхода отчета банка о том, что две трети бремени роста цен в результате повышения импортных пошлин ляжет на потребителей.
«Главная характеристика китайского госкапитализма — дисциплина, а Трамп — полная ей противоположность», приводит Ип мнение Дана Вана, автора книги «С головокружительной скоростью: как Китай создает будущее».
Похоже, «для нынешней администрации предметом переговоров может стать все, что угодно», говорит Сара Крепс, профессор Школы государственной политики Брукса при Корнельском университете. И сделка с Nvidia и AMD, по ее мнению, — далеко не последняя.