Аналитики предлагают открывать короткую позицию на Russel 2000 и длинную — на акции американских компаний крупной капитализации / Фото: Javen / Shutterstock.com

Шестой месяц подряд президент США Дональд Трамп ведет хаотическую торговую войну. После «Дня освобождения» 2 апреля, когда Трамп объявил о введении крупнейших пошлин за почти 100 лет, часть стран уже договорилась об их снижении: соглашения заключены с Великобританией, Японией и Евросоюзом. 11 августа Трамп временно отложил введение сборов на товары из Китая. За это время акции крупных компаний достигали новых максимумов, в то время как слабость компаний с малой капитализацией становилась более очевидной. 

Почему рост пошлин негативно сказывается на small-cap компаниях, чем на их крупных конкурентах и какую стратегию выбрать инвесторам — в материале Oninvest.

Масштаб бедствия 

За семь месяцев с начала года S&P 500 вырос почти на 20%, только за июль индекс пятисот крупнейших компаний США установил десять новых исторических максимумов, обращает внимание J.P.Morgan в своем обзоре

Индексы малых капитализаций, наоборот, не могут похвастаться успехами в этом году: с 1 января по 18 августа S&P 600, вырос всего на 0,8%, а Russell 2000 — на 2,9%. 

Особенно заметной разница в росте между крупными и малыми компаниями стала в апреле, в период пика опасений из-за введения торговых пошлин. Тогда акции small-cap компаний упали на 21%, тогда как акции компаний с большой капитализацией — на 14%, указывает J.P.Morgan. 

Акции компаний малой капитализации обычно падают быстрее и глубже, чем весь фондовый рынок, по мере приближения рецессии, отмечает Bloomberg. Они же обычно первыми восстанавливаются после спада, что делает их полезным инструментом прогнозирования в периоды нестабильности.

Однако по мере того, как трейдеры переоценивали последствия нового торгового режима, а также признаки замедления экономического роста и по-прежнему высоких процентных ставок, перспективы small-caps быстро становились все более туманными. Введение пошлин, пусть пока они и оказались ниже, чем обещал американский президент в апреле, лишь усугубило падение small-cap сектора. 

Почему small caps страдают сильнее

Небольшие компании, как правило, имеют более низкую совокупную рентабельность прибыли — около 6,5% против примерно 13% у компаний с большой капитализацией, объясняют аналитики J.P.Morgan. Кроме того, small-caps имеют большую долговую нагрузку: соотношение текущего чистого долга к прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA), составляет примерно 3,7 против 1,3 у крупных компаний. 

Проблема с цепочками поставок и пошлинами для Китая

В отличие от крупных корпораций, у малого бизнеса, как правило, довольно узкая база поставщиков, говорит портфельный управляющий Astero Falcon Алена Николаева. 

Как указывает J.P.Morgan, 94% компаний с численностью сотрудников от одного до 19 человек импортируют товары всего из одной-четырех стран, в то время как почти 60% компаний с численностью сотрудников более 500 человек импортируют товары из пяти и более стран.

При этом, как правило, крупнейшим каналом импорта у малых компаний является Китай, объясняет Николаева. Учитывая статус Китая как «фабрики мира», логично, что эти импортеры закупают продукцию преимущественно там, объясняют аналитики J.P.Morgan. Однако именно импорт из Китая «попал под жесткую раздачу», добавляет Николаева. Другими словами, эта зависимость от Китая означает, что малый бизнес может столкнуться с более высокими ставками пошлин в зависимости от того, на каком этапе завершатся торговые переговоры. В настоящее время средняя эффективная ставка пошлин для Китая близка к 50%, что значительно выше, чем у большинства других основных торговых партнеров, посчитали в J.P.Morgan. 

У крупных же игроков импортно-логистические варианты шире и гибче, к тому же они могут быстро переориентироваться на другие юрисдикции, добавляет портфельный управляющий Astero Falcon Алена Николаева.

Сложности с повышением цен

Когда импортные пошлины растут, у бизнеса есть два пути — компенсировать их за счет своей прибыли, либо повысить цены для потребителей, указывает Николаева. Однако у малых компаний ожидаемая степень переноса расходов на потребителей ниже, чем у крупных, показывает недавнее исследование от Федерального резервного банка Атланты, на которое ссылается J.P.Morgan. Малый бизнес планирует компенсировать примерно 54% роста тарифных издержек за счет повышения цен в 2025 году, тогда как крупные компании — около 65%.

«У небольших компаний часто еще нет хорошо узнаваемого бренда и лояльной аудитории, у них скромные бюджеты на маркетинг, а поставщики менее сговорчивы. В итоге переложить издержки на потребителя оказывается гораздо сложнее», — объясняет Николаева сложности ценовой политики small-cap компаний. При этом быстро адаптироваться к шоку в постоянно меняющихся условиях сложно, поэтому введение импортных пошлин прежде всего и бьет по малым компаниям, добавляет Николаева. 

Тем не менее, проблема ценовой политики малых компаний может быть субъективной, считает управляющий директор Arbat Capital Александр Орлов. «Часто маленькие компании и мыслят мелко: они исходят из того, что не смогут поднять цены, потому что потеряют долю рынка. Однако тарифы ввели для всех и конкурентам тоже придется поднимать цены», — объясняет Орлов.

Какую стратегию выбрать инвестору 

Несмотря на льготы «большого и прекрасного» налогового закона, инициированного Трампом, которые должны принести пользу компаниям всех размеров, для краткосрочных инвестиций аналитики J.P. Morgan рекомендуют акции американских компаний с большой капитализацией. Аналогично считают в Astero Falcon: «Для инвестора в таких условиях разумно пересидеть в более понятных и крупных бизнесах с высокой маржинальностью, адаптивностью, развитой сетью логистики и проверенной рыночной властью», — говорит Николаева.

Александр Орлов советует покупать акции наиболее финансово сильных игроков в массовых сегментах потребтоваров. К таким могут относится акции компаний The Procter & Gamble, Colgate-Palmolive, Church & Dwight Co. и Grocery Outlet Holding, указывает Zacks. На индекс Russell 2000 Орлов предлагает открыть короткую позицию.

В рекомендациях Arbat Capital также покупка инфляционно защищенных гособлигаций — Treasury Inflation-protected Securities (TIPS). Такие облигации защищают капитал инвестора от обесценивания в условиях высокой инфляции, которая останется высокой, считает Орлов.

Поделиться