«Продавай Америку»: как инвесторы заставили Трампа отступить

Поначалу президент США Дональд Трамп с вызовом встречал падение на рынках, но только оно и смогло заставить его отступить. Фото: x/The White House
Осенью 2024 года в преддверии выборов в США и до инаугурации президента на рынках была популярна «торговля по Трампу» (Trump trade): активы, которые, как считалось, выиграют от его политики — от акций оператора частных тюрем до нефтегазовых компаний и биткоина — быстро дорожали. Но после того, как он начал действовать, выяснилось, что реальную «торговлю по Трампу» можно описать двумя словами: «продавай Америку». И хотя поначалу Трамп с вызовом встречал падение на рынках, только оно и смогло заставить его отступить.
Трамп отступает
Американские фондовые индексы начали быстро снижаться со своих пиков еще в феврале, когда Трамп одновременно начал войну против федеральных ведомств, поставил под вопрос многолетние связи с западными союзниками и ввел импортные пошлины для Канады и Мексики (по 25%), а также Китая (поначалу 10%). Но падение перешло в обвальное после объявления 2 апреля 10-процентных пошлин на весь импорт, повышенных тарифов примерно для 60 стран и настоящей торговой войны против Китая, сборы с импортных товаров из которого США повысили до запретительных 145%. Положение усугубилось после того, когда Трамп стал публично ругать председателя Федеральной резервной системы Джерома Пауэлла, требовать от него снизить процентные ставки, а СМИ и даже директор Национального экономического совета Кевин Хэссет сообщили, что Трамп изучает возможность увольнения главы американского центробанка.
Но всего за две недели Трамп трижды сдал назад. 9 апреля, через 13 часов после вступления импортных пошлин в силу, он объявил, что приостановит действие повышенных ставок на 90 дней. А на этой неделе смягчил риторику в отношении Пауэлла и Китая: 22 апреля он сказал, что не собирается увольнять главу ФРС. Про Китай же заявил, что планирует быть «очень милым» с ним на торговых переговорах и что пошлины будут «существенно» снижены, если страны смогут договориться. Как сообщила The Wall Street Journal со ссылкой на высокопоставленного сотрудника Белого дома, в администрации стали рассматривать снижение ставок до 50-65% от нынешнего уровня или введение дифференцированных тарифов.
«Трамп паникует, потому что рынки рушатся, а доходности казначейских облигаций остаются очень высокими. Ему нужна сделка, и быстро», – сказала Bloomberg Алисия Гарсия Херреро, главный экономист региону банка Natixis по Азиатско-Тихоокеанскому региону. В этой ситуации Пекину даже нет необходимости предлагать Вашингтону что-то значимое для достижения договоренности, полагает она.
Китай же сохранил жесткую позицию и потребовал от Вашингтона «отменить все односторонние тарифы», если тот хочет вести переговоры.
По мнению экономиста Эда Ярдени, ветерана Уолл-стрит и главы Yardeni Research, разворот Трампа стал очередной победой «облигационных дружинников» — инвесторов, которые играют роль своеобразного комитета бдительности, следящего за адекватностью экономической политики властей, и готовы продавать гособлигации, если считают их действия безрассудными.
«Инвесторы в облигации — это облигационные дружинники экономики, – писал Ярдени в 1983 году, когда придумал это выражение. – Так что если фискальные и денежные власти не будут регулировать экономику, это сделают инвесторы в облигации. Экономикой будут править дружинники на кредитных рынках».
Хотя казначейские облигации США и доллар традиционно служат убежищем во время кризисов, в апреле они стали падать вместе с акциями. После объявления Трампа об «ответных» пошлинах доходность 30-летних казначейских облигаций, меняющаяся противоположно цене, взлетела до двухлетнего максимума выше 5%. Когда же Трамп объявил о тарифной паузе, «дружинники» смягчились, и она снизилась до 4,8%.
При росте доходностей на 1 процентный пункт правительству США приходится дополнительно платить $100 млрд за обслуживание долга, а ведь в этом году ему нужно рефинансировать старых и выпустить новых облигаций на $10 трлн, отметила колумнист Bloomberg по азиатским рынкам Шули Рен. В этой ситуации облигационные дружинники и нанесли свой удар, написал Ярдени после того, как Трамп отсрочил пошлины: «Хотя «дружинники» на рынке акций четко говорили Трампу, что его тарифная политика ошибочна, его советники указывали на падение нефтяных цен и доходностей облигаций как на то, что в конечном итоге поможет рядовым американцам. Все изменилось, когда доходность 10-летних казначейских облигаций подскочила на 34 базисных пункта с уровня ниже 4% в пятницу [5 апреля] до почти 4,34% сегодня [9 апреля]«.
«Рынок облигаций очень коварен. Я следил за ним», – признал Трамп.
Барометр Трампа
Менее чем за 100 дней в Белом доме Трамп начал радикально рушить установившийся за десятилетия мировой порядок. Если до его вступления в должность инвесторы делали ставку на то, что рынок США сохранит свою исключительность, а экономика продолжит быстро расти, то после начала президентского срока они стали массово продавать американские активы, переводя средства, в том числе, в Европу, начали терять доверие к доллару, а экономисты занялись масштабным пересмотром прогнозов.
Главный экономист Goldman Sachs Ян Хациус считает, что дело не ограничится уже произошедшей пятипроцентной девальвацией доллара и указывает на исторические параллели, предполагающие его снижение на 25-30%.
Чтобы цены на американские активы снижались, а доллар слабел, зарубежным инвесторам даже не обязательно эти активы продавать — достаточно их просто не покупать, отмечает Хациус: «Эти наблюдения были бы не столь важны, если бы экономика США продолжала опережать конкурентов [по темпам роста], как это было на протяжении большей части последних двух десятилетий. Но это представляется маловероятным, по крайней мере, в ближайшие пару лет».
Из-за тарифного шока Goldman Sachs снизил прогнозы роста всех ведущих экономик, но сильнее всего — американской, с 1% до 0,5% в IV квартале текущего года по сравнению с тем же периодом 2024 года.
«В ситуации, когда ВВП и корпоративные прибыли будут в лучшем случае медленно расти, неопределенность политики США резко выросла и возникают вопросы о сохранении независимости ФРС, мы ожидаем, что иностранные инвесторы сдержат свой аппетит к американским активам», – отмечает Хациус.
«Дело не только в том, что под угрозой оказалась независимость ФРС, все более реалистичной становится перспектива дедолларизации и ухода от гегемонии США», – добавляет Майкл Браун, старший стратег Pepperstone.
Трамп и чиновники Белого дома называют его радикализм частью долгосрочного плана по принуждению как союзников, так и противников к заключению торговых сделок с США. Но его помощники, включая министра финансов Скотта Бессента и министра торговли Говарда Латника, уже несколько раз представляли Трампу доказательства того, что его упертость приведет к дальнейшей дезорганизации на рынках, рассказали WSJ люди, знающие о ситуации в Белом доме.
Свою лепту внесли и руководители ведущих компаний. В понедельник, 21 апреля, Трамп встретился с генеральными директорами крупнейших розничных сетей США, включая Target, Walmart и Home Depot. По словам людей, знакомых с ходом обсуждения, те четко заявили, что пошлины могут нарушить цепочки поставок и привести к росту цен.
«Трамп смотрит на рынки, как на барометр того, как идут дела», – сказал WSJ бывший политический советник президента Дэвид Урбан. Но его цели — стимулирование роста финансовых рынков и возвращение в страну производственных мощностей с помощью высоких пошлин — во многом противоречат друг другу.
«Именно это противоречие мы сейчас и наблюдаем. Эти два подхода в значительной степени направлены в противоположные стороны», – говорит Урбан.
С инаугурации Трампа по 23 апреля индекс S&P 500 упал примерно на 10%. Согласно Dow Jones Market Data, это худшие первые 94 дня в истории американских президентов за период с 1928 года, с которого ведется расчет индекса.