«Усталость от золота»: продолжится ли ралли платины после роста на 44% в 2025 году
Инвесторы и ювелиры увеличили спрос на платину, что привело к дефициту металла на рынке

Цены на платину выросли на 44% в этом году / Фото: yMediaStock / Shutterstock.com
Стоимость платины на торгах 19 июня достигла максимума с 2014 года, а с начала года металл прибавил уже 44%. Рынок разогревают высокий спрос, опасения дефицита и переток инвестиций из золота, но эксперты расходятся во мнениях: одни считают ралли устойчивым благодаря ювелирному и инвестиционному спросу в Китае, другие предупреждают о риске отката цен как минимум на 17%.
Детали
Спотовые цены на платину росли на торгах 19 июня в моменте более чем на 2% — до $1350 за унцию, что стало их самым высоким уровнем с сентября 2014 года, сообщил Bloomberg. Текущий квартал может стать рекордным для драгоценного металла по повышению его стоимости, отметило агентство. С начала 2025 года платина выросла на 44%.
Рост обусловлен резким спросом и ожиданиями ограниченности предложения на рынке, пояснил Bloomberg. Признаком краткосрочного дефицита является то, что металл с немедленной поставкой торгуется дороже фьючерсов, пояснил Bloomberg.
Есть ли «усталость» от золота?
Аналитики называют еще одну причину ажиотажа вокруг платины: она становится альтернативой вложениям в золото. Цены на золото выросли на 29% с начала 2025 года: это заставило некоторых инвесторов переключиться на платину, сказал руководитель отдела продуктов и инноваций Indxx Вайхаб Агарвал, которого цитирует MarketWatch. Аналитик назвал этот сдвиг «усталостью от золота».
Ювелиры тоже «активно переходят» с золота на платину из-за стоимости металлов и меняющихся предпочтений потребителей, особенно в Китае, утверждает аналитик.
Вместе с тем платина по взлету своей стоимости в этом году сильно опережает золото, а также палладий. В июне платина подорожала примерно на 25%, тогда как фьючерсы на золото выросли в цене лишь на 2,8%, а на палладий — на 9,4% привел MarketWatch данные Dow Jones Market Data.
Золото, серебро и палладий выиграли от продолжающихся фискальных расходов развитых стран, которые подрывают стоимость соответствующих валют этих стран, отметил Роберт Минтер, директор Aberdeen Investments по стратегии инвестиций в ETF. По словам Минтера, прирост цены на эти три металла с начала года впечатляет, но отстает от показателей платины в основном из-за спроса на платиновые ювелирные изделия в Китае, где ювелирные изделия также приобретаются в инвестиционных целях.
Стоит ли рассчитывать на продолжение ралли платины
Дальнейший рост цен на платину возможен, отчасти учитывая то, что они сейчас значительно ниже пика 2014 года в $1500 и намного меньше цен на золото, превышающих $3300, считает Агарвал. Инвесторам еще не поздно извлечь выгоду из рынка платины, поскольку металл «остается недооцененным по сравнению с аналогами», добавил он.
«Поскольку цены все еще значительно ниже исторических максимумов, платина представляет собой потенциально выгодную сделку для тех, кто хочет диверсифицировать свой портфель и оседлать волну структурных изменений на рынке драгоценных металлов», — сказал аналитик.
Однако у некоторых аналитиков есть сомнения, что ралли будет продолжительным: например, Goldman Sachs прогнозирует, что цены упадут до диапазона от 800 до 1150 долларов за унцию, пишет Bloomberg.
Сколько продлится дефицит платины?
Текущий год может стать третьим подряд, когда наблюдается «существенный дефицит на рынке платины в размере почти 1 миллиона [тройских] унций при годовом объеме рынка в 8 млн унций», заявил директор по исследованиям Всемирного совета по инвестициям в платину (WPIC) Эдвард Стерк. Его цитату приводит MarketWatch. WPIC прогнозирует, что структурная нехватка платины сохранится до 2029 года, утверждает Стерк. Прошлогодний недостаток предложения в размере 992 тыс. унций был самым глубоким с 2013 года, а в этом году он прогнозируется на уровне 966 тыс. унций, добавил эксперт. Растущие инвестиции и спрос на ювелирные изделия способствовали этому дефициту.
Смягчить нехватку можно было бы за счет переработки: например, каталитические нейтрализаторы с металлами платиновой группы используются в автомобилях уже около 50 лет, отметил исследователь Leverage Shares Сандип Рао. По его словам, сейчас переработка дает лишь четверть мирового объема платины. Если наладить более организованный сбор и переработку, этот вклад можно было бы удвоить, спрогнозировал Рао.
С тем, что существует дефицит платины, не согласен управляющий директор CPM Джеффри Кристиан. Он пояснил, что в товарных исследованиях баланс рынка обычно рассчитывается путем вычитания спроса на изготовление или потребление из общего нового предложения — при этом инвестиционный спрос не учитывается в категории спроса на изготовление. Товары, купленные в инвестиционных целях, не используются, а остаются в своей первичной товарной форме и доступны для перепродажи на рынке. Поэтому большая часть инвестиционного спроса на товары является «секретной», и его «оценка чрезвычайно сложна и чревата потенциальными ошибками», добавил Кристиан.