Тегин Михаил

Михаил Тегин

Психолог, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии
Для современного человека деньги — это эквивалент выживания. Потеря 20% депозита мозгом считывается как угроза жизни.

Для современного человека деньги — это эквивалент выживания. Потеря 20% депозита мозгом считывается как угроза жизни.

Фондовый рынок можно представить как гигантский суперкомпьютер, перемалывающий цифры, отчеты и прогнозы. С другой стороны, финансы похожи на огромный кабинет психолога, где за каждой свечой на графике стоят эмоции человека: запаникует ли он, поддастся эйфории или потеряет контроль. Вопрос не в том, испытываете ли вы страх и жадность. Вопрос в том, можно ли сделать так, чтобы на этих чувствах зарабатывали вы.

Ловушка дофаминового тумана

Жадность в инвестировании редко выглядит как Скрудж Макдак, прыгающий в бассейн с золотом. Чаще она проявляется как страх упустить выгоду. Именно эту форму жадности рынок эксплуатирует наиболее активно. В фильме «Волк с Уолл-стрит» герой Леонардо ди Каприо продавал не акции, но мечту о быстром и легком обогащении — обещание, что момент нельзя упускать.

Когда цена актива растет, наш мозг воспринимает это как «безопасную добычу». То есть мы считаем, что можем в любой момент вальяжно ее поймать. В мозгу включается система вознаграждения: мы как будто уже завладели активом, выделяется гормон радости дофамин, и критическое мышление притупляется. Инвестор покупает «на хаях», потому что жадность подавляет чувство риска.

С точки зрения психоанализа это можно трактовать как поиск «всемогущества» — корнями уходящее в младенчество желание получить все и сразу, не прилагая усилий и игнорируя реальность. С точки зрения когнитивной психологии, здесь работает предвзятость оптимизма. Мы верим, что график будет расти вечно, хотя история иногда говорит и об обратном. Мы игнорируем «красные флаги», потому что признать их — значит отказаться от удовольствия заработка, который мы уже мысленно потратили.

Страх и потеря безопасности

Если жадность — это психологическая производная от страха упустить выгоду, то сам страх — это реакция биологическая и психологическая. Когда рынок начинает «краснеть», в мозгу начинает активно работать миндалевидное тело — амигдала, и мы превращаемся из инвесторов со степенью MBA, в напуганного примата, спасающегося от хищника.

Хотя в реальности хищника, угрожающего жизни, на рынке нет, мозг вместе с психикой возводят «красный» на графике в сопоставимую с нападением опасного зверя катастрофу. И в этот момент воображаемый неминуемый конец воспринимается и чувствуется как реальная опасность. И включается механизм — бей, беги или притворись мертвым. Страх на рынке проявляется чаще всего в двух ипостасях:

Первая — паническая распродажа: цена актива упала на 5%, и инвестор, не дожидаясь разворота, закрывает позицию, фиксируя убыток.

Вторая — замирание: когда нужно принимать решение о ребалансировке, инвестор цепенеет, считая, что опасность настолько велика, что человек перед ней бессилен.

То, что фундаментально страх связан с потерей чувства безопасности, во многом обусловлено особенностями современного мира, где деньги — это эквивалент выживания. Потеря 20% депозита мозгом считывается как угроза физическому существованию. Исследования в области теории перспектив (Prospect Theory), за которую Даниэль Канеман получил Нобелевскую премию, показывают, что боль от потери воспринимается в два раза сильнее, чем радость от аналогичной прибыли. Именно поэтому мы так легко режем профит и так мучительно долго удерживаем убыточные позиции.

Страх, тревога и бессилие

Между страхом и жадностью находится тревога. Это вязкое состояние неопределенности, предчувствия чего-то плохого и как минимум неприятного. Когда ситуация длится дольше какого-то комфортного нам времени, возникает чувство бессилия. Это тяжелое состояние, которое часто ведет к депрессивным эпизодам или, наоборот, к яростному «отыгрыванию» (revenge trading), как это было показано в фильме «Игра на понижение», где герои сталкивались с колоссальным давлением системы, которую они не могли контролировать.

Инвестор постоянно обновляет терминал, проверяет котировки каждые 5 минут — это есть одна из попыток вернуть себе контроль. Такие усилия — есть следствие тревоги, в дополнение к катастрофизации опасности. В психоанализе это называют «магическим мышлением»: если я буду смотреть на график, то я с большей вероятностью смогу на него повлиять. Или, если я буду достаточно сильно переживать, то я точно все учту и не проиграю. То есть человек приписывает своим чувствам характеристики и силу, которыми они по своей природе не обладают.

Как не дать вашей нервной системе управлять инвестиционными решениями

Если коротко, то психология предлагает конкретные инструменты — из арсенала когнитивно-поведенческой терапии и практик осознанности (mindfulness).

Техника «Стоп-кадр» или Mindfulness в моменте

Когда вы чувствуете сильное желание немедленно нажать кнопку «Купить» или «Продать», сделайте паузу. Желание сделать хоть что-нибудь, то есть попытка контролировать в такой момент кажется правильным, а пауза — глупостью. Но все не так прямолинейно. Подышите, оглядитесь и посмотрите на ситуацию со стороны:

  • Сделайте 3 глубоких вдоха. Это физиологически снижает активность «тревожных» отделов мозга. Глубокое диафрагмальное дыхание, то есть животом, подавляет выброс гормонов стресса — кортизола и адреналина. Когда их уровень опускается, снижается и электрическая активность в миндалевидном теле  — «центре страха».

  • Максимально подробно опишите  ситуацию и назовите свою эмоцию. «Сейчас я чувствую, что нужно покупать и покупать. Это похоже на жадность» или «Сейчас мне страшно». Исследования показывают, что вербализация эмоций снижает их интенсивность,

  • Дистанцирование: представьте, что это решение принимает за вас другой профессионал или ваш «инвестиционный идол». Что бы сделал он, глядя на цифры, а не на эмоции?

Работа с установками

Запишите свою мысль: «Если я сейчас не продам, я потеряю все». Это пример когнитивного искажения, которое называют катастрофизация. Спросите себя: «Какова вероятность, что компания с капитализацией в миллиарды долларов обнулится уже завтра?». Да, такая возможность есть, и история это подтверждает. Но не будем путать возможность и вероятность. Такое оспаривание мыслей помогает вернуть более реалистичный взгляд на вещи и логику.

Правило «24 часов»

Для трейдеров, которые держат позиции, это золотой стандарт. Любое решение, связанное резким движением рынка, должно «отлежаться» сутки. Если через 24 часа аргументы в пользу сделки все еще кажутся рациональными, то, скорее всего, имеет смысл действовать.

Корни этого правила уходят в поговорку «Утро вечера мудренее» или в английском варианте — «Sleep on it». Первое научное обоснование этой мудрости появилось с развитием нейробиологии сна. Исследования показывают, что во время сна, особенно в фазе быстрого сна, мозг перерабатывает эмоциональный опыт, «срезая» острые углы аффекта. Это помогает логике вернуть контроль над осознанностью и забрать бразды правления у страха.

Предел риска

Инвесторы часто ищут врага вовне — в маркетмейкерах или алгоритмах. На практике главный источник потерь находится внутри. Признание своего бессилия перед рыночной стихией дает свободу. Это дает возможность посмотреть на мир и рынок реалистично, а не с позиции всемогущества. Вы не можете контролировать график, так как он — просто отражение ситуации. Но вы можете контролировать свою реакцию на него.

Как говорил герой фильма «Предел риска», «Будь первым, будь умнее или обмани». Если вы научитесь управлять своими страхом и жадностью, вы автоматически научитесь «обманывать» свои инстинкты, когда это нужно. Ведь избавиться от них нельзя — они еще нужны нам для выживания. 

Поделиться