Касымжан  Едыге

Едыге Касымжан

Обозреватель Oninvest
Инвестбанки не считают пузырь ИИ главным риском для S&P 500 в 2026 году. Фото: Taiga / Shutterstock.com

Инвестбанки не считают пузырь ИИ главным риском для S&P 500 в 2026 году. Фото: Taiga / Shutterstock.com

Индекс S&P 500 с начала года прибавил 17,9%, что выше исторического среднего значения в 10,6% за последние 68 лет. 

В следующем году, судя по консенсусу Bloomberg, среднее значение S&P 500 составит 7 464 пунктов, это на 7,7% выше цены закрытия 24 декабря. Из 28 аналитиков только двое ждут падения рынка. 

Бум технологических компаний благодаря искусственному интеллекту является одним из ключевых драйверов роста рынка уже третий год подряд. Но под конец года все чаще стали звучать предупреждения о пузыре на рынке ИИ. К примеру, глава IBM Арвинд Кришна в начале декабря заявил, что мировые обязательства в области искусственного интеллекта составляют около $8 трлн.

По моему мнению, вы не сможете получить от этого никакой прибыли, поскольку $8 трлн капитальных вложений означают, что вам понадобится примерно $800 млрд прибыли только для выплаты процентов.

Арвинд Кришна, генеральный директор IBM

Негативный сентимент «разгоняет» и один из самых популярных инвесторов Майкл Бьюрри, который предвидел ипотечный кризис 2008 года. Он сравнивает текущий рынок с пузырем доткомов в 2000 году. 

Останется ли ИИ в следующем году драйвером рынка или же станет причиной его обвала?

Все говорят о пузыре: есть ли такой риск? 

Среди тех, кто однозначно указывает на пузырь как на риск для инвесторов в следующем году — Bank of America.

Мы прогнозируем наступление эпохи повышенной волатильности и формирования «пузырей», где циклы взлетов и падений будут преобладать

Аналитики BofA — в прогнозе на 2026 год

BofA пишет, что текущее развитие пузыря поддерживают сами правительства, поскольку ИИ стал критически важным при геополитическом доминировании. Но рынок еще на ранней стадии пузыря: оценки ключевых компаний, связанных с ИИ, пока не на максимумах, нет заметного использования кредитов, которые обычно раздувают пузыри, а ФРС смягчает денежно-кредитную политику, а не ужесточает.

Собственный индикатор BofA указывает только на перегрев рынка: в июле этого года он достиг уровня 0,6-0,7 пунктов, но снизился в ноябре до 0,2-0,3 пунктов, тогда как уровень выше 0,8 свойствен пузырям, говорилось в ноябрьских материалах банка. У BofA при этим широкий диапазон сценариев для S&P 500 на 2026 год — обвал до 5 500 пунктов в случае рецессии и скачок до 8 500 пунктов при сильном росте прибыли на акцию компаний.

UBS оценивает вероятность пузыря на уровне 35%. Банк считает, что экстремальные высокие оценки есть только у небольшого количества компаний, а волатильность акций умеренна.

К числу оптимистов можно отнести Morgan Stanley и JPMorgan. Morgan Stanley считает, что ИИ-пузыря нет: компании сейчас зарабатывают гораздо больше, чем в 1999-2000 годах, их доходность по денежному потоку примерно в три раза выше, скорректированный прогнозный мультипликатор P/E для S&P 500 примерно на треть ниже, а доля прибыльных и финансово устойчивых компаний значительно выше, чем во время пузыря доткомов. При этом ИИ уже вносит значимый вклад в рост прибыли. 

Аналитики JPMorgan, хоть и указывают на риск рекордной концентрации рынка — 30 крупнейших ИИ-компаний уже составляют 44% капитализации S&P 500, но не видят признаков конца бизнес-цикла. У аналитиков банка целевой уровень по S&P 500 на конец 2026 года — 7 500 пунктов. Они ожидают увеличения прибыли компаний из индекса на 13–15% в следующие два года (прогноз по EPS на 2026 и 2027 годы — $315 и $355 соответственно). Основной вклад обеспечат компании из топ-30 в области ИИ. Но и остальные покажут уверенный рост прибыли на уровне 9–10%. Если ФРС будет снижать ставку активнее, то индекс сможет превысить и отметку в 8000 пунктов. 

Откуда ждать угрозы? 

BofA отмечает, что рынок стал сильнее зависеть от ограниченного числа факторов, в том числе потому, что влияние ИИ-гигантов большое. Кроме того, ликвидность на рынке сейчас высокая, но может снизиться — компании сократят программы buyback, увеличат капзатраты, а кредитные условия могут ужесточиться. 

Среди других рисков BofA называет возможные проблемы в американской экономике, которая уже развивается по K-образному сценарию, когда ситуация у более обеспеченных слоев населения улучшается, а у менее обеспеченных — ухудшается.

Еще среди рисков — смена руководства ФРС весной 2026 года. В мае у председателя американского центробанка Джерома Пауэлла истекает срок полномочий. Банк не исключает, что новый глава американского центробанка станет целью «облигационных мстителей».

Кроме того, в следующем году пройдут промежуточные выборы в американский Конгресс — его новый состав может быть «менее дружелюбным» к Уолл-стрит, пишет BofA. 

Morgan Stanley также видит риски в возможности ужесточения кредитных условий, что ударит по более волатильным сегментам рынка. В долгосрочной перспективе угрозой банк считается сценарий run it hot: намеренного поддержания роста и умеренной инфляции. Перегретая экономика может вызвать новый всплеск инфляции и заставить ФРС снова ужесточать политику.

Поделиться