«Мой Питер»: как торговый ястреб Наварро проложил себе дорогу в Белый дом

Советник Трампа Питер Наварро считается центральной фигурой в разработке новой торговой политики США. Фото: Consolidated News Photos / Shutterstock.com
2 апреля президент США Дональд Трамп объявил о введении зеркальных пошлин на импорт из более 180 стран. Дальнейшие события были похожи на американские горки. Рынок за два дня потерял более $6 трлн капитализации, затем стремительно прибавил почти $5 трлн, поскольку Трамп сначала ввел зеркальные пошлины, но затем сам же их заморозил на 90 дней для стран, которые не ввели ответные меры для американских товаров. Затем рынок снова упал, когда Белый дом сообщил о том, что совокупная ставка американской пошлины для Китая теперь составляет 145%.
Торговая политика Трампа вызывает все больше беспокойства у инвесторов. Газета The Times написала, что за ней стоят четыре члена его команды — советник Питер Наварро, министр финансов Скотт Бессент (хотя Bloomberg утверждает, что напрямую он не был вовлечен в процесс повышения пошлин), министр торговли Говард Латник и торговый представитель США Джеймисон Грир.
Но именно Наварро сыграл центральную роль в подготовке зеркальных пошлин в этом году, утверждает газета The Wall Street Journal — Уолл-стрит его терпеть не может, миллиардер Илон Маск считает идиотом, но Трамп называет его «мой Питер».
«Помимо самого Трампа, никто не ассоциируется с глобальными тарифными потрясениями так сильно, как Питер Наварро... У него есть и доверие Трампа, и его внимание: как недавно напомнил президент в узком кругу в Овальном кабинете, Наварро сел в тюрьму ради него», – написала WSJ.
Кто он такой, как попал в ближайшее окружение американского президента и почему многие экономисты считают его шарлатаном?
Долгая дорога в Белый дом
Наварро получил образование в престижном Университете Тафтса и Гарварде, где он защитил докторскую диссертацию по экономике.
После этого он переехал в Калифорнию и почти три десятка лет преподавал в кампусах местного университета в Сан-Диего и Ирвайне.
Там он сперва читал курсы об экономической политике в сфере энергетики, а затем увлекся экономикой Китая — одержимость этой страной в конечном итоге и привела его в Белый дом.
Наварро в основном занимался преподаванием и мало времени уделял написанию статей и продвижению своей научной карьеры. Бывшие коллеги и студенты описывали его как очень харизматичного человека, которого больше интересовали практические проблемы, а не теория, писал про него журнал Politico.
Поэтому мало кто из них удивился, когда в 1992 году он решил пойти в политику и баллотировался в мэры Сан-Диего.
Как и Трамп десятилетия спустя, Наварро позиционировал себя как аутсайдера со свежим взглядом, который может решить проблемы города и защитить его от жадных девелоперов. Его предвыборная кампания в основном была сосредоточена на том, чтобы не допустить захвата застройщиками зеленых районов Сан-Диего. Он открыло высказывал неприязнь к предложениям превратить город в глобальный торговый центр, который мог бы использовать свое географическое положение и связи с Мексикой и странами Тихоокеанского региона. «Идея превратиться в новый Гонконг пугает», – говорил он в 1991 году.
Но в итоге на выборах мэра он провалился. Виной тому отчасти стало то, что в последние дни кампании он выступил с личными нападками на свою конкурентку — Сьюзан Голдинг. Он обвинял ее в проступках ее бывшего мужа (они развелись в 1991 году) — отмывании денег, и даже довел до слез во время их последних телевизионных дебатов. В итоге избиратели отвернулись от Наварро и поддержали Голдинг.
В последующие годы Наварро еще несколько раз пытался избраться на различные посты в Сан-Диего, а в 1996 году баллотировался в Конгресс. Если раньше он шел на выборы сперва как самовыдвиженец, а затем республиканец, то в этот раз он объявил себя демократом.
Агитировать за него даже приехала супруга тогдашнего президента Хиллари Клинтон, а Наварро пригласили выступить на съезде Демократической партии в Чикаго. Однако подмоченная предыдущими кампаниями репутация Наварро в итоге заставила его отказаться от политической карьеры. Политконсультант Чарли Кук сказал Politico, что он встречался с сотнями кандидатов на разные посты в США: «И если бы мне нужно было назвать полдюжины самых раздражающих кандидатов, с которыми я когда-либо встречался, Питер был бы в этом списке».
Покончив с неудачной политической карьерой, Наварро вернулся к преподаванию и написанию научно-популярных книг, большинство из которых были посвящены инвестированию. Как минимум, в пяти из них он ссылался на эксперта по имени Рон Вара, красочные и гиперболические фразы которого использовал для подкрепления своих аргументов. Он называл его биржевым трейдером и своим однокурсником по Гарварду.
Как несложно догадаться, персонаж этот фантастический, а его имя было образовано из букв фамилии самого Наварро. Известно об этом стало только в 2019 году, когда он уже работал в администрации Трампа.
Тогда соавторы и издатели Наварро заявили, что ничего об этом не знали, а сам он признал вымысел, но сказал, что не видит в этом ничего страшного. По его словам Вара — это «игривый прием и литературный псевдоним».
Еще одной страстью Наварро стал Китай: в 2006 году он выпустил книгу «Грядущие войны Китая» (The Coming China Wars), которую в 2011 году отметил Трамп как одну из своих любимых. В ней Наварро сравнил растущее влияние Китая в международной торговле с завоеванием и прогнозировал конфликты со странами по всему миру из-за энергетики, природных ресурсов, окружающей среды, интеллектуальной собственности и других вопросов.
Еще больше этот тезис он заострил в другой книге 2011 года «Смерть от Китая» (Death by China), в которой выступил соавтором. В ней Наварро призывал США противодействовать Китаю или смириться с потерей глобального доминирования. Через год вышел документальный фильм, снятый по этой книге. Режиссером выступил сам Наварро.
Собственно благодаря этой книге он и попал в первую администрацию Дональда Трампа, хоть и случайно.
Преданный советник
Еще во время избирательной кампании будущий президент Трамп попросил своего зятя Джареда Кушнера найти эксперта по Китаю, взгляды которого были бы близки ему самому. Не имея опыта в подобных делах, Кушнер просто зашел на сайт Amazon и нашел там книгу «Смерть от Китая». Так Трамп познакомился с Наварро и пригласил его присоединиться к его команде в качестве экономического советника.
А после избрания Трампа Наварро назначили главой нового Совета по национальной торговле. На этом посту он активно выступал за введение торговых пошлин в отношении Китая.
В 2018 году он, в том числе, убедил Трампа ввести пошлины на китайскую сталь и алюминий. Это привело к отставке экономического советника Трампа Гэри Кона, который настойчиво выступал против пошлин.
Позже Кон говорил, что «99.99999% ведущих экономистов» согласны с его утверждением о том, что пошлины не работают, но лишь Наварро — единственный в мире, кто считает наоборот. После ухода Кона Наварро нашел нового оппонента в лице министра финансов Стива Мнучина. Во время поездки американской делегации в Китай в мае 2018 года Наварро вступил в перепалку с ним, обвиняя, что тот не допускает его до переговоров с властями Китая.
После начала пандемии коронавируса, в марте 2020 года, Трамп назначил Наварро политическим координатором, отвечающим за производство медицинских принадлежностей и средств индивидуальной защиты. Как и Трамп, Наварро называл ковид «китайским вирусом» и «вирусом компартии» и продвигал в качестве лекарства гидроксихлорохин — препарат, который не показал никакой эффективности в борьбе с заболеванием, и в итоге американское управление по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) отозвало разрешение на его использование в борьбе с COVID-19.
Наварро также активно распространял фейки о «краже» выборов 2020 года. За несколько недель до утверждения их результатов, он продвигал документ, который он назвал «Отчет Наварро». В нем содержались утверждения о якобы фальсификации президентских выборов в США. В 2021 году Наварро опубликовал книгу, в которой написал, что он и другие советники Трампа разработали план как «последний, лучший шанс вырвать украденные выборы из пасти обмана демократов».
Благодаря этому Наварро стал фигурантом уголовного дела.
Комитет Палаты представителей, расследовавший штурм Капитолия 6 января 2021 года, потребовал от Наварро дать показания, связанные c его ролью в попытке отменить результаты президентских выборов.
Наварро отказался, его обвинили в неуважении к Конгрессу, и суд приговорил его к четырем месяцам заключения. В день своего освобождения из тюрьмы он выступил на съезде Республиканской партии, который утвердил Трампа кандидатом в президенты, и обвинил администрацию Джо Байдена в политическом преследовании.
Сбывшаяся мечта Наварро
После победы Трампа на президентских выборах, Наварро стал одним из немногих членов его первой администрации, вернувшихся в Белый дом, и получил должность старшего советника президента по торговой и промышленной политике. Он стал первым официальным лицом Белого дома, отсидевшим в тюрьме за неуважение к суду. Благодаря этой же детали своей биографии Наварро превратился в народного героя движения MAGA.
В первый президентский срок советники Трампа пытались ограничивать влияние Наварро и не допускали его до важных совещаний по торговой политике. К примеру, каждый раз, когда Наварро приближался к Овальному кабинету, помощники должны были звонить главе протокола Белого дома, пишет WSJ. Но даже тогда он находил возможности добраться до президента.
Сейчас таких ограничений нет. В итоге по сравнению с первым сроком, его влияние на президента и его политику значительно выросло.
Из всех возможных вариантов тарифной политики, которые разработали многочисленные экономисты Белого дома, Трамп выбрал наиболее радикальный план полномасштабной торговой войны, предложенный Наварро.
Методология расчетов этих пошлин вызвала огромные вопросы у многих экономистов. Министерство торговли поделило величину дефицита США в торговле с каждой страной на ее экспорт в Штаты. Формула включала в себя также показатели чувствительности спроса на импорт к изменению цен, а цен — к изменению пошлин. Но они не влияют на итоговой результат.
Про реакцию инвесторов на активно продвигаемую им торговую политику сам Наварро говорил, что в падении рынков нет ничего страшного.
Из-за торговой войны начались разлады и внутри администрации Трампа. Его ближайший советник, миллиардер Илон Маск выступил с критикой Наварро и продвигаемой им политики. На что тот сообщил в эфире нескольких каналов, что Маск, как и любой бизнесмен, защищает интересы своей компании, а также что Tesla — это не производитель автомобилей, а их сборщик. Маск написал в сети X, что Наварро «тупее кучи кирпичей» и добавил: «Он и правда идиот».
Под давлением прессы, фондовых рынков и крупных предпринимателей Трамп все же отступил и отложил вступление пошлин на три месяца.
Но в тоже время он повысил пошлины на китайские товары до баснословных 145%.
Таким образом, мечта Питера Наварро, которую он лелеял еще с 1990-2000-х годов, отчасти сбылась. А наблюдает он за этим с первых рядов.