Кутузов Роман

Роман Кутузов

колумнист Oninvest, технологии
Uber уничтожил бизнес-модель традиционных такси с привилегиями для водителей,  теперь роботы угрожают Uber-модели. Фото: Mario Tama/Getty Images

Uber уничтожил бизнес-модель традиционных такси с привилегиями для водителей, теперь роботы угрожают Uber-модели. Фото: Mario Tama/Getty Images

Цифровые платформы мобильности Uber и Lyft, совсем недавно благодаря новым технологиям успешно разрушившие рынок традиционных такси, теперь сами оказались под давлением. Стоимость их акций снижается — инвесторы опасаются, что появление полностью автономных роботакси сделает прошлых лидеров инноваций устаревшими.

Рождение Uber: как технологии победили профсоюзы 

В начале 2000-х, будучи с коллегами в командировке в Париже, мы вызвали такси, но водитель отказался посадить четверых пассажиров в свою пятиместную машину. Почему? «Профсоюз не разрешает. Хотите ехать вчетвером — вызывайте вторую машину», — был невозмутимый ответ. Делать нечего — вызвали вторую, заплатив двойную цену.

Поэтому я не удивлен, что идея создать современный сервис вызова такси Uber пришла в голову его основателям Трэвису Каланику и Гаррету Кэмпу после аналогичных «приключений» в Париже, как утверждает The Guardian.

Таксисты к тому времени уже много лет были весьма сплоченной группой, которая контролировала и условия перевозок, и цены. Не нравится — иди пешком.

«Если вы живете в Сан-Франциско и еще не пробовали UberCab, обязательно попробуйте. Этот сервис… устраняет все недостатки поездок на такси… Нажимаешь кнопку — и видишь множество вариантов… Выбираешь машину, водителя и цену — получаешь именно то, за что платишь. И помогаешь сломить зловещую империю лицензий такси», — восхищался в 2010 году один из основателей TechCrunch Майкл Аррингтон. Он же прозорливо отметил, что поскольку для подключения водителя к Uber нужны лишь машина и смартфон, стать таксистом и зарабатывать может каждый желающий.

В 2014 году стартап Uber оценивался уже в $3,4 млрд.

Еще пять лет спустя в мае 2019 года компания вышла на биржу с капитализацией $75 млрд, но до этого с ней много чего произошло.

«Если ты второй — ты первый лузер»

Еще в 2015 году Каланик утверждал, что Uber необходимо заниматься беспилотным транспортом — иначе компания рискует отстать и быть «разрушенной» (disrupted) — так же, как она сама разрушила традиционный бизнес такси.

В рамках реализации этой идеи в 2016 году Uber купил за $650 млн компанию по разработке беспилотных грузовиков Otto, созданную бывшим сотрудником Google Энтони Левандовски. И тут же получил иск от Google, который утверждал, что Левандовски похитил 14000 конфиденциальных файлов у Waymo — подразделения Google по разработке автономных автомобилей — с целью передать их Uber. В качестве аргументов на суде приводились фрагменты переписки Каланика с Левандовски, в которой основатель и гендиректор Uber писал среди прочего, что побеждать надо любой ценой, потому что если ты второй — ты просто первый лузер.

А в феврале 2017 разразился новый скандал — бывшая сотрудница Uber написала критический пост о корпоративной культуре компании, в частности, об отсутствии нетерпимости к домогательствам и сексизму. В итоге в июне 2017 года Каланик покинул созданную им компанию, гендиректором стал Дара Хосровшахи.

Он объявил о пересмотре корпоративной культуры, сумел урегулировать спор с Waymo, хоть это и обошлось компании в $245 млн акциями, и вывел Uber на IPO.

В 2020 году гендиректор Uber Дара Хосровшахи ради сокращения убытков продал высокозатратное подразделение по созданию роботакси.

Благодаря усилиям Хосровшахи и команды, 2023 год стал первым прибыльным годом для Uber — компания показала $1,1 млрд операционной прибыли против убытка $1,8 млрд годом ранее. Годом позже о выходе на прибыльность объявил и главный конкурент Uber — компания Lyft.  Так что, у новой отрасли цифровых платформ мобильности теперь все хорошо?  Не совсем. Акции Uber и Lyft в этом году падают, у первой почти на 15%, а у второй больше, чем на 31%, несмотря на неплохие квартальные и годовые отчеты.

Среди прочего, инвесторы опасаются, что новая технология проиграет новейшей — беспилотным роботакси.

Модно, безопаснее и скоро дешевле — почему люди выберут роботов

Год назад гендиректор Nvidia Дженсен Хуанг объявил, что революция беспилотного транспорта наконец началась, и скоро эта отрасль достигнет мультитриллионных оборотов. В марте 2025 года Каланик заявил на саммите в Лос-Анджелесе, что Uber, по его мнению, совершил ошибку, когда продал свое беспилотное подразделение в 2020 году. 

Нынешний лидер рынка американских беспилотников Waymo в феврале 2026 года привлек инвестиции на $16 млрд при общей оценке в. $126 млрд, что почти сопоставимо с рыночной оценкой Uber, которая на 16 февраля составляла $145,96 млрд. И это при том, что Uber совершил 13,5 млрд поездок в 2025 году, а Waymo всего лишь 15 млн, согласно отчету J.P.Morgan (есть в распоряжении Oninvest). Такова сила обаяния принципиально новой технологии, но дело не только в этом.

Немаловажный момент — приватность. Мои знакомые из Сан-Франциско утверждают, что готовы платить чуть дороже за поездку на роботакси, только бы избавиться от необходимости находиться в закрытом пространстве с незнакомым человеком, а еще и поддерживать с ним вежливую беседу. Дополнительный плюс —  возможность настроить климат и музыку в салоне ровно так, как вам хочется.

Однако безопасность может оказаться еще важнее. Буквально на днях федеральное жюри в городе Финиксе (Аризона) обязало Uber выплатить $8,5 млн пассажирке, заявившей, что один из водителей изнасиловал ее в 2023 году.  Дело может стать прецедентом для множества аналогичных исков, пишет The New York Times. Некоторые юридические фирмы уже начали сбор информации для коллективных исков против Uber и Lyft за сексуальные домогательства водителей. В Uber возражают — 99,9% поездок происходят без инцидентов. 

Что касается безопасности с точки зрения вождения, то Waymo утверждает, что в роботакси количество аварий со срабатыванием подушек безопасности сократилось на 84%, а число аварий с травмами — на 73% меньше по сравнению с машинами, которыми управляют люди.  Впрочем, опрошенные Bloomberg аналитики полагают, что независимые выводы о более высокой безопасности роботакси делать еще рано.

И, наконец, потенциально, роботакси могут стать дешевле обычных, потому что они могут работать без устали практически круглосуточно (без учета времени на заправку/зарядку), и водителю-человеку платить не нужно. Правда, сейчас установка беспилотного оборудования обходится Waymo примерно в $100 тыс. при стоимости машины $73 тыс, однако очевидно, что по мере масштабирования производства цена роботакси уменьшится, в то время как живые водители уже обходятся Uber примерно в $2 за милю и постоянно требуют платить им больше.

По оценке компании Obi, с апреля по декабрь 2025 года цены на поездки в Uber и Lyft в Сан-Франциско (США) выросли, в то время как стоимость услуг Waymo снизилась. Роботакси все еще несколько дороже (в среднем $19,69 долларов за поездку против $17,47 у Uber и $15,47 у Lyft), но разрыв невелик и имеет тенденцию к сокращению. Самым дешевым вообще оказалось роботакси Tesla ($8,17 за поездку), однако оно не является пока полностью автономным (за поведением роботакси следят люди). Кроме того, таксопарк маленький, и у компании Илона Маска самое долгое время ожидания — больше 15 минут.

Очевидно, цены Tesla на данный момент субсидируются компанией с целью популяризации сервиса. «Компания Илона Маска демонстрирует нам предварительный сценарий грядущих ценовых войн в индустрии роботакси», — полагает The Verge.

План Uber: гибрид человека и робота

В Uber и Lyft осознают потенциальную угрозу. Чтобы успокоить инвесторов и показать, что у компании есть стратегия выживания в новой реальности, Uber с 2024 года начал публиковать вместе с годовой отчетностью специальные обзоры рынка автономных автомобилей.

В свежем выпуске по итогам 2025 года компания выступила в стиле «разоблачаем пять популярных мифов о роботакси». Чтобы не погружаться в их перечисление, резюмирую кратко: по мнению руководства Uber, массовое внедрение роботакси приведет к общему росту рынка перевозок, отчего выиграют все — как нынешние платформы вызова машин, так и производители автономных автомобилей. Прямо сейчас роботакси занимают ничтожную долю — 0,1% от рынка перевозок по вызову. Но даже в обозримом будущем закрыть весь рынок или хотя бы его большую часть они не смогут из-за того, что все региональные рынки очень разные и отличаются сильными колебаниями спроса на поездки, как внутри дня, так и внутри недели, месяца и так далее. На пике спроса робомашин будет не хватать, что приведет к длительному времени ожидания, а во время спадов они будут простаивать, ввергая владельцев в убытки. 

Выход компания видит в комбинировании работы роботакси и обычных водителей, которые благодаря динамическому ценообразованию смогут сбалансировать спрос и предложение, подключаясь в пиковые моменты. 

В качестве примера приводится сравнение работы роботакси Waymo в Остине и Атланте (где оно вызывается из приложения Uber) с параметрами в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Финиксе — там Waymo работает через собственное приложение. По данным Uber, там где компании сотрудничают, а не конкурируют, загрузка автономных машин на 30% больше, а время ожидания на 25% короче.

«Беспилотные автомобили изменят предложение поездок, но не изменят способ агрегирования спроса», — резюмируют в Uber. 

Кроме того, компания надеется, что помимо лидирующего сейчас Waymo, за которым стоит такой кит как Google, а также гигантов Tesla и Amazon с его роботакси Zoox на рынке вскоре станут заметны небольшие стартапы, а им конкурировать будет проще опираясь на уже готовую инфраструктуру заказов через Uber, чем строить с нуля свою.

Как отмечал прошлым летом Wired, Uber заключил более десятка соглашений о сотрудничестве с разработчиками автономных автомобилей и роботов доставки, используя стратегию «бросаем спагетти везде и смотрим, что прилипнет». Среди партнеров компании Baidu, Pony, WeRide, Nuro, Avride, Waabi, Wayve и другие. К 2029 году Uber обещает предоставлять партнерские роботакси в 15 городах, не только в США, но и в ОАЭ, Саудовской Аравии, Гонконге, Великобритании, Германии и Швейцарии.

Lyft движется в общем в том же направлении — летом 2025 года компания заключила соглашение с китайской Baidu о продвижении ее роботакси Apollo Go на рынках Германии и Великобритании, а в сентябре — c Waymo для работы в Нэшвилле (США). 

Но между Uber и Lyft есть большая разница. Если Uber признанный лидер как американского (76%), так и глобального (46%) рынка такси по требованию, то Lyft пока лишь №2 в США, где занимает около 20% национального рынка. Это немало, но достаточно ли для того, чтобы успешно войти в новую эпоху автономного автотранспорта?

По данным Bloomberg в начале февраля подавляющее большинство аналитиков (51) сохраняли для Uber рекомендацию «покупать», 11 «держать» и только один «продавать». «В целом мы считаем, что бычий сценарий для Uber остается в силе, и мы сохраняем позитивный взгляд на акции UBER», — считают в Morgan Stanley. Однако аналитик Wedbush Скотт Девитт полагает, что рынок «недооценивает» негативное влияние, которое беспилотные автомобили могут оказать на дисконтированные денежные потоки платформ по заказу такси. А от Lyft в декабре он прямо советовал «держаться подальше», потому что учитывая ее позиции на рынке, попытки наладить партнерства с роботакси вряд ли будут успешными.

Конечно, это всего лишь его мнение. Но я думаю Каланик точно нашел бы тут повод вспомнить свою любимую поговорку про то что быть вторым — значит проиграть.

Кстати, по информации NYT летом 2025 года Uber начал переговоры со своим опальным основателем Трэвисом Калаником о совместном приобретении американского бизнеса китайской компании роботакси Pony.ai

Поделиться