В центре SaaS-апокалипсиса: почему инвесторы устроили распродажу акций Microsoft?

Гендиректор Microsoft Сатья Наделла заявил, что компания уже построила бизнес в области ИИ, который больше некоторых ее франшиз. Но инвесторов это не убедило. Фото: FotoField / Shutterstock.com
В конце января Microsoft и Meta синхронно отчитались о квартальных результатах деятельности. Обе компании выступили неплохо, показав рост выручки и прибыли, однако рынок отреагировал радикально противоположным образом: акции Meta выросли примерно на 10%, в то время как c бумагами Microsoft, напротив, инвесторы устроили крупнейшую распродажу с 2020 года, в которой одномоментно испарились рекордные $357 млрд капитализации. C момента выхода отчетности ее котировки потеряли почти 14%.
Что же такого страшного произошло с Microsoft?
Конечно, сравнивать компании напрямую нет смысла — у них принципиально разный бизнес. Meta получает основной доход от рекламы в соцсетях, а Microsoft — от продажи софта и услуг своего облачного сервиса Azure. Общее у них то, что обе компании участвуют в гонке искусственного интеллекта и стремительно наращивают вычислительные мощности, необходимые для создания и работы передовых моделей.
«Распространенное мошенничество»
На первый взгляд у Microsoft все отлично — по данным за 2 квартал 2026 финансового года выручка увеличилась на 17% год к году до $81,3 млрд, а чистая прибыль на 23% до $30,9 млрд (без учета инвестиций в OpenAI). Всем бы такие показатели!
Что же не понравилось инвесторам? В частности, резкий рост капитальных затрат на создание новых дата-центров — до $37,5 млрд или на 66% год к году. Причем примерно две трети из этих колоссальных затрат пришлись на «короткоживущие активы» — центральные и графические процессоры ( CPU и GPU) для ИИ, отмечено в отчетности.
Сейчас очень живо идут споры на тему «короткоживущие» — это сколько? Дело в том, что стоимость амортизации (то есть износа и устаревания) этих процессоров при учете «размазывается» на срок службы, но каким он будет фактически, никто пока точно не знает. По оценкам Financial Times, за последние годы технологические компании втихую увеличили эти прогнозные сроки с 3-4 до 6 лет.
Амортизация является неденежным расходом, поскольку деньги уже потрачены, но любое изменение предположений о сроке полезного использования оказывает существенное влияние на прибыль по GAAP, пишет FT. Например, Alphabet, материнская компания Google, ранее повысила прогноз прибыли на 2023 год на $3 млрд за счет увеличения срока службы оборудования центров обработки данных на год или два. «Предположение Alphabet о шестилетнем сроке полезной эксплуатации оборудования может показаться противоречащим тому факту, что Nvidia выпускает новую архитектуру чипов примерно каждые три года», — объясняет FT.
А известный инвестор Майкл Бьюрри, прославившийся тем, что предсказал ипотечный кризис 2008 года, вообще назвал такое увеличение сроков эксплуатации «одним из наиболее распространенных видов мошенничества в современную эпоху».
Но минутку! Другие бигтехи тоже быстро наращивают вычислительные мощности. Как ожидается, у той же Meta в 2026 году капитальные затраты могут почти удвоиться до $115-130 млрд против $72 млрд в 2025 году. При этом ее акции растут, как и бумаги Alphabet. Видимо, для Microsoft проблема в чем-то другом.
Бизнес в Зазеркалье
«Здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!» — сказала Черная Королева в книге Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье».
Эти слова полностью применимы к гонке ИИ — во втором квартале у Microsoft выручка облачного сервиса Azure выросла на 39% год к году. Казалось бы, отлично? Нет. Как пишет CNBC, аналитики ожидали роста 39,4%. И это минимальное расхождение, плюс тот факт, что в первом квартале 2026 финансового года рост был 40%, вызвали распродажу. Дескать, капзатраты растут стремительно, а динамика выручки Azure стагнирует, что вызывает беспокойство о том, каков будет в итоге возврат на инвестиции (ROI). Именно такое опасение высказал на конференц-колле аналитик Morgan Stanley Кит Вайс.
На это финдиректор Microsoft Эми Худ ответила, что компании приходится делить облачные мощности между клиентами и собственными разработками, в частности ИИ-агентами Microsoft 365 Copilot и GitHub Copilot. В результате мощностей не хватает, спрос превышает предложение, что сказывается и на выручке.
В таких условиях инвестировать в строительство новых ЦОДов кажется логичным шагом, но окупится ли он?
Гендиректор Microsoft Сатья Наделла сказал, что внедрение ИИ находится на ранних стадиях, но тем не менее компания уже «построила бизнес в области искусственного интеллекта, который больше, чем некоторые из наших крупнейших франшиз, на создание которых ушли десятилетия».Тем не менее, согласно раскрытым на том же звонке данным, M365 Copilot имеет сейчас около 15 млн платных подписок, что вроде бы много. Но при общем числе пользователей Microsoft 365 около 450 млн, проникновение ИИ составляет чуть более 3%. «Этот единственный процентный показатель подрывает тщательно продуманную историю успеха Copilot», — полагает The Register.
И, наконец, доход за будущие периоды (RPO), то есть уже законтрактованная, но еще не полученная выручка, выросла у Microsoft на 110% до $625 млрд. На бумаге выглядит красиво, но 45% из этой суммы приходятся на обязательства OpenAI, глубоко убыточной компании, на что также не преминули обратить внимание аналитики.
Есть и еще кое-что.
«Чрезвычайно радиоактивен»
Благодаря последним успехам ИИ, который меняет технологический ландшафт прямо на наших глазах, общий сентимент инвесторов относительно компаний, живущих за счет разработки и продажи своего софта, становится все более негативным.
Продвинутые ИИ-инструменты приходят на замену традиционным софтверным платформам. Компания Anthropic, один из ведущих разработчиков корпоративного ИИ, в начале февраля запустила плагины для своего агента Claude Cowork, которые автоматизируют решение задач в юриспруденции, продажах, маркетинге и анализе данных. Один этот факт в одночасье снес с рынка около $300 млрд капитализации соответствующих софтверных компаний. Эту распродажу на рынке называют SaaS-апокалипсисом.
Кроме того, совершенствование ИИ-агентов делает все более популярным так называемый «вайб-кодинг», то есть программирование с помощью естественного языка, который ИИ уже сам переводит в работающий код. В перспективе развитие этих инструментов позволит небольшим командам с минимальным знанием программирования самим создавать нужные программы, отказавшись от дорогостоящих услуг софтверных фирм, с их тысячами высокооплачиваемых сотрудников.»Самый крутой новый язык программирования — английский», — написал в конце января Андрей Карпатый, один из ведущих ученых в сфере ИИ, возглавлявший это направление в Tesla. Его пост в сети X набрал 10 млн просмотров.
У Meta есть преимущество перед Microsoft — компания Марка Цукерберга зарабатывает на рекламе, а не на продаже программ, пишет Axios: «Инвесторы вознаграждают Meta за бизнес, которой выиграет от ИИ или по крайней мере не пострадает, если ИИ окажется нерентабельным».
Зато в отношении разработки программного обеспечения инвестиционные настроения настолько негативны, что этот сектор «чрезвычайно радиоактивен», — цитирует портал Анурага Рану, старшего аналитика Bloomberg Intelligence.
Не спешите нас хоронить
Впрочем, автор влиятельного подкаста Big Technology Алекс Кантровиц призывает не придавать большого значения текущим скачкам оценок.
«Резкие колебания, скорее всего, означают, что рынок практически не имеет представления о том, кто выигрывает гонку за искусственный интеллект, и ищет любой, даже самый незначительный, сигнал о том, куда все может двигаться… Пока рынок ИИ не созреет, волатильность, скорее всего, будет нормой. Мы будем видеть попытки давать большие объяснения мелким вещам. Небольшое замедление роста могут истолковать как признак того, что компания проигрывает гонку ИИ. А небольшой рост капитальных затрат — как сигнал, что она, наоборот, удваивает ставки», — пишет он.
Профессиональные инвестиционные аналитики из UBS, Wells Fargo и Deutsche Bank (отчеты есть в распоряжении Oninvest) также сохраняют для Microsoft рекомендацию «покупать».
При этом Deutsche Bank не изменил целевую цену в $630 за акцию, а UBS и Wells Fargo ее снизили — с с $650 до $600 и с $665 до $630 соответственно. UBS, проведя настоящее глубинное исследование положения дел в компании (ее отчет занимает 38 страниц), отмечает, что снижение целевой цены является не результатом каких-то выявленных проблем в Microsoft, а всего лишь «учетом очевидного пересмотра оценок во всем софтверном секторе».