Кутузов Роман

Роман Кутузов

колумнист Oninvest, технологии
По прогнозу Morgan Stanley, к 2050 году в мире будет около 1 млрд человекоподобных роботовов, треть из них будет трудиться в Китае / Фото: CFOTO/Future Publishing via Getty Images

По прогнозу Morgan Stanley, к 2050 году в мире будет около 1 млрд человекоподобных роботовов, треть из них будет трудиться в Китае / Фото: CFOTO/Future Publishing via Getty Images

С новыми технологиями есть одна проблема — они, собственно, новые. До выхода на биржу доходят лишь те, кто может доказать свою зрелость. По итогам бурного 2025 года я постарался поискать все-таки, какие публичные компании могут стать бенефециарами научно-технического прогресса в 2026-м. 

Новое старое: Космос

Развитие космических технологий уже подарило человечеству такие блага цивилизации, как, например, общедоступные навигаторы. Младшая дочь смотрит на меня с ужасом, когда я рассказываю, что раньше водители искали названия улиц в бумажных картах, пытаясь сориентироваться в незнакомом районе.

Сейчас по планете триумфально шествует спутниковый интернет от SpaceX Илона Маска, доступный в любом уголке Земли. По данным Business Insider, в 2025 году «космический» интернет-трафик вырос более чем вдвое, как и число абонентов Starlink — возросшее с 4 млн в сентябре 2024 года до 9 млн в декабре 2025-го. Для этого SpaceX поддерживает на низкой околоземной орбите  группировку из 9000 спутников, связанных между собой высокоскоростной лазерной связью.

SpaceX, по данным СМИ, собирается на IPO в 2026 году с планами привлечь около $30 млрд при оценке $1,5 трлн что станет «крупнейшим размещением акций за всю историю»

Источники Bloomberg

В начале 2025 года совместно с американским оператором T-Mobile был запущен сервис direct to cell , который позволяет связываться со спутниками с обычного смартфона, причем в таких местах, где сотовая связь полностью отсутствует. Все это дало Starlink повод назвать себя крупнейшим в мире по покрытию оператором связи 4G, а свои спутники — космическими сотовыми вышками.

Однако время безраздельной космической власти Маска, вероятно, подходит к концу и уже в 2026 году он столкнется с конкуренцией: компания Джеффа Безоса Amazon в ноябре объявила, что берет под свой бренд проект создания аналогичной системы спутникового интернета, который назывался Project Kuiper, а теперь стал Amazon Leo. Сейчас у компании на орбите 180 спутников, в планах  развернуть 3000. Причем Amazon Leo обещает клиентам какие-то невероятные скорости, уже сопоставимые с оптоволокном — до 1 гигабита в секунду.

Еще один игрок в сфере direct to cell — техасская AST SpaceMobile. 24 декабря она успешно вывела на орбиту седьмой и самый продвинутый спутник своей сети с площадью антенн более 200 кв. м. Компания обещает до конца 2026 года сформировать группировку из 45-60 спутников, которые смогут принимать и передавать высокоскоростной сигнал на обычный смартфон. Она уже заключила соглашения с такими гигантами как AT&T Verizon, и Vodafone. За 2025 год акции компании выросли на 270%. 

Но и это не все космические новости — в конце 2025 г. ведущие технологические компании Nvidia, Google, Amazon и SpaceX объявили о планах построить в космосе огромные центры обработки данных, в которых, питаясь бесплатной солнечной энергией, мог бы работать ненасытный на вычислительные мощности ИИ.

Google намерен делать это в партнерстве с компанией спутникового мониторинга Planet Labs. Акции последней в 2025 году выросли более чем в три раза.

Для всех этих проектов помимо спутников понадобится огромное количество космических стартов. Тут лидерство снова у SpaceX Илона Маска. На ракету Falcon 9 с многоразовой первой ступенью в 2025 году пришлось более 50% глобальных пусков. Однако и тут намечается конкуренция — космическая компания Безоса Blue Origin разрабатывает сверхтяжелую ракету NewGlenn.

Малая одноразовая ракета Electron от Rocket Lab слетала на орбиту 21 раз, что сопоставимо с годовым количеством запусков целой страны — России. Кроме того, компания разрабатывает многоразовую ракету среднего класса Neutron — прямого конкурента Falcon 9 от SpaceX.

Источник

statranker.org


В начале декабря аналитик Cantor Fitzgerald назвал Rocket Lab и «космического извозчика» Intuitive Machines компаниями с потенциалом роста 60% в 2026 году. При том, что попытка последней отправить грузы на Луну весной 2025  прошла неудачно.

Битва роботов: как Китай и США делят рынок

По прогнозу Morgan Stanley, к 2050 году в мире будет около 1 миллиарда человекоподобных роботов, которые сформируют рынок объемом $5 трлн. Треть из них — более 300 миллионов — будет трудиться в Китае, в США только 78 миллионов. Внедрение роботов ускорится лишь в конце 2030-х и 2040-х годах, полагают в Morgan Stanley.  Все произойдет уже в 2026-2028 годах, парируют исследователи из Future Markets.

В сентябре Илон Маск написал, что 80% стоимости компании Tesla будет определяться не электромобилями, а гуманоидными роботами Optimus. 

Согласно планам Маска, в течение пяти лет производство должно достичь 1 млн в год. Источники китайской Sina News сообщали, что Zhejiang Sanhua Intelligent Controls получила от Tesla огромный заказ на приводы для роботов — на 5 млрд юаней (около $700 млн), что может быть признаком начала массового производства Optimus.

Китайские производители роботов тоже не стоят на месте. 

UBTech Robotics из Шэньчжэня заявила в ноябре, что приступила к промышленному производству своих роботов Walker S2, собрав портфель заказов на 800 млн юаней (более $110 млн). Акции компании выросли за 2025 год примерно вдвое, хотя она и остается пока убыточной, пишет South China Morning Post.

По оценке JPMorgan, бенефециарами робототехнического бума могут стать также китайские поставщики компонентов Leader Harmonious Drive Systems и Jiangsu Hengli Hydraulic.

Интересное может происходить и за пределами рынка гуманоидных роботов, стоит обратить внимание на сервисный сегмент, считает Дмитрий Поздняков, аналитик Freedom Broker. 

Этот рынок постепенно «взрослеет», быстро переходя от пилотных проектов к масштабным внедрениям в доставке, клининге и индустрии гостеприимства. По данным International Federation of Robotics (IFR), рынок профессиональных сервисных роботов демонстрирует устойчивый рост, ключевыми «точками притяжения» остаются решения для перемещения грузов и внутренней логистики, а также роботы для профессиональной уборки. Параллельно усиливается тренд на подписку и аренду вместо покупки: модель робот как услуга (Robot-as-a-Service, RaaS) снижает барьер входа для клиентов и ускоряет распространение автоматизации. В этом сегменте уже сформировался пул публичных компаний, заслуживающих внимания инвесторов.

Дмитрий Поздняков

Аналитик Freedom Broker

Дмитрий Поздняков считает перспективными следующие компании:

— Serve Robotics делает ставку на автономных «тротуарных» роботов для доставки еды и небольших посылок, дополняя аппаратную часть собственной платформой управления флотом и масштабируясь через интеграции с сервисами доставки. Ключевой партнер — Uber Technologies. Коммерческая модель компании выстроена вокруг RaaS и регулярных платежей за сервис и операции. 

— Richtech Robotics  закрывает потребности «внутреннего сервиса» для ресторанов, отелей и медицинских учреждений. В продуктовой линейке представлены автономные мобильные роботы для доставки и логистики, уборщики и  роботы-бармены ADAM и Scorpion. Управление экосистемой осуществляется через собственную AI Cloud Platform, компания постепенно смещает фокус в сторону подписочной модели RaaS.

— Tennant  — крупный игрок на рынке профессионального уборочного оборудования. Технологическое партнерство с Brain Corp подчеркивает, что автономная уборка уже стала массовой практикой с реальными коммерческими внедрениями, а не экспериментальным решением «для демонстраций».

Звезда Уолл-стрит: искусственный интеллект

В 2025 году ИИ двигал рынок в основном опосредованно, влияя на стоимость как крупнейших технологических компаний, вовлеченных в гонку —  Alphabet, Microsoft, Meta, Tesla, так и производителей чипов и оборудования для дата-центров — Nvidia, AMD, Broadcom, Marvell Technology и Micron. Аналитики Fidelity сохраняют в их отношении оптимизм и в 2026 году, пишет The Street.

Главным мотором ИИ-рынка остается стремление гендиректора OpenAI Сэма Альтмана строить все больше и больше центров обработки данных (ЦОД) для его, кажется, совершенно ненасытного ИИ ChatGPT. Благодаря этим обещанным платежам он даже ненадолго сделал основателя Oracle Ларри Эллисона самым богатым человеком в мире, но с тех пор акции Oracle упали на 40%.

Я думаю, рынок сошел с ума. Стоило нам в начале года встретиться с представителем какой-нибудь компании, как ее акции тут же взлетали на 15-20%

Сэм Альтман

CEO OpenAI

 OpenAI уже взяла на себя обязательства по финансированию этих ЦОДов в размере $1,4 трлн. На вопрос  ведущего подкаста BigTechnology Алекса Кантровица, как и за счет чего компания собирается платить такие суммы при ожидаемой выручке $20 млрд в этом году, Альтман ответил, что проблем с прибыльной монетизацией существующих мощностей у компании нет — есть проблема их нехватки. 

Известный шортист Майкл Бьюрри сравнил OpenAI с Netscape — компанией, которая первой  «зажгла» интернет-бум в 1995 г. но в итоге проиграла. Она была продана AOL, а ее главный продукт — браузер Netscape Navigator — перестал поддерживаться в 2008.

Правда, в отличие от Netscape, большинство «чистых» ИИ-компаний, включая OpenAI, остаются непубличными. Исключение составляет разве что Palantir —  аналитики Wedbush пророчат ему хороший 2026 год и капитализацию $1 трлн на горизонте 2-3 лет.

В 2026 году ситуация на рынке может поменяться — OpenAI, ее главный конкурент Anthropic и ИИ-стартап Cohere заговорили об IPO, так что возможность напрямую поучаствовать в буме (или пузыре) ИИ появится и у розничных инвесторов. 

Я жду IPO Anthropic — выручка немногим ниже, чем у OpenAI, но стоит в 2 раза дешевле, растет быстрее и выручка качественнее за счет ориентации на сегмент B2B. Компания нашла свою нишу – AI кодинг и B2B, а также брэндинг – «вы платите за качество»

Аскар Ахмедов

Инвестиционный директор Atlas Capital

В шорт-лист ИИ-инвестиций инвестиционного директора Atlas Capital Аскара Ахмедова на 2026 год вошли несколько нынешних лидеров.

— Alphabet. Помимо ИИ Gemini 3.0 у компании есть собственные ИИ-процессоры TPU, облачная платформа GCP, а также интеграция Gemini в Google Docs, Android и  YouTube. И, возможно, будут выпущены очки дополненной реальности с AI-ассистентом – на это уже намекнул глава Google DeepMind Демис Хассабис. 

— TSMC. Nvidia пытается отстоять свою монополию в ИИ-ускорителях. Broadcom  и Alphabet продают чипы/compute для Meta и Anthropic, AMD заключает договоры с OpenAI. Но кто бы ни разрабатывал эти чипы, все идут производить их на фабриках TSMC. Ни Intel, ни Samsung не могут предложить качество и надежность на технологии N2, сравнимую с TSMC.  

— Акции производителей полупроводников — AMD, Nvidia, Broadcom, Micron и т.д. Суперцикл для чипов и сетевого оборудования продолжается, и потому недавняя коррекция сделала некоторые акции очень привлекательными.

Редактирование генома

Весной 2025 года мировое медиапространство потряс стартап Colossal Biosciences, который объявил, что «воскресил» лютоволка (Aenocyon dirus), крупного хищника со светлой шерстью, вымершего около 10 тысяч лет назад.

Критики, правда, утверждают, что это не лютоволк, а  немного генетически подредактированный волк обыкновенный. 

Не углубляясь в суть этого спора, хочу отметить что сама по себе возможность редактировать «молекулу жизни» ДНК — это невероятная фантастика, уже ставшая реальностью. В частности, Colossal использует методику CRISPR/Cas, которая позволяет вырезать участки генома и вставлять вместо них другие, то есть буквально делать cut/copy/paste.

От потенциальных возможностей захватывает дух. Как стало известно в ноябре, в Кремниевой долине запущены уже как минимум три стартапа, которые собираются исследовать возможность редактирования ДНК человеческих эмбрионов с конечной целью создания «дизайнерских» детей — без генетических дефектов и, возможно, даже с улучшениями.  Впрочем, им предстоит преодолеть огромное количество как научных, так и регуляторных препятствий. В США и в Китае создание таких детей запрещено.

Но для уже родившихся пациентов с некоторыми патологиями препараты уже производят. CRISPR Therapeutics и Vertex Pharmaceuticals совместно продвигают Casgevy - первую официально одобренную терапию серповидноклеточной анемии с помощью технологии CRISPR/Cas.

В мае 2025 года стало известно, что в США CRISPR/Cas впервые в мире помогла вылечить ребенка с тяжелым генетическим дефектом печени, отредактировав его клетки прямо в организме. В проекте помимо врачей и ученых участвовали и некоторые коммерческие компании, предоставившие свои разработки для скорейшего изготовления индивидуальной терапии. В частности, биотехнологические подразделения медицинской компании Danaher. Как сообщается, ее акции держит в своем портфеле Билл Гейтс. 

Для инвесторов риски в индустрии редактирования генов остаются высокими, говорит аналитик Freedom Finance Global Айдын Сейтжапбар. Это дорого, сложно и не всегда успешно —  так после смерти пациента на 3 фазе испытаний клеточной терапии от Intellia Therapeutics (NTLA), одного из ближайших конкурентов CRISPR Therapeutics, FDA приостановила разрешение на исследования

Однако шансы на разворот в секторе в 2026 году сохраняются. Vertex ожидает ускорения роста выручки от Casgevy за счет расширения сети лечебных центров, завершения инфраструктурных работ и потенциального расширения показаний на детей 5–11 лет в 1 полугодии 2026 года, что может заметно увеличить адресуемый рынок. Среднесрочные перспективы CRISPR Therapeutics также выглядят обнадеживающе. Компания постепенно смещает фокус с ex vivo клеточных терапий (редактирование клеток вне организма с последующим возвращением пациенту) на in vivo редактирование (внесение генетических изменений непосредственно внутри организма), что критически важно с точки зрения масштабируемости, себестоимости и логистики.

Айдын Сейтжапбар

Аналитик Freedom Finance Global

Инвестиции в редактирование генов подходят для тех, кто готов к высокой волатильности и ожиданию катализаторов в течение нескольких лет, заключает Айдын Сейтжапбар.

Средства для похудения

Как и ожидалось, популярность ставших блокбастерами в начале 20-х препаратов от диабета и ожирения на основе аналогов глюкагоноподобного пептида (ГПП-1) в 2025 году только росла.

По оценкам McKinsey, проблема ожирения затрагивает 900 млн человек и к 2050 году будет связана с потерей $2,76 трлн  глобального ВВП из-за влияния ожирения на рабочую силу  и производительность труда. 

По данным  исследовательского центра Morgan Stanley, глобальный объем рынка таких препаратов может достичь $150 млрд к 2035 году, против $105 млрд спрогнозированных ранее.

В 2025 году интрига строилась вокруг ожесточенной конкуренции главных производителей ГПП-1 — датской Novo Nordisk и американской Eli Lilly.  Novo Nordisk явно проиграла, упав в капитализации почти на 40%, в то время как Eli Lilly почти настолько же выросла, став в ноябре первой фармкомпанией с капитализацией более $1 трлн (сейчас немного меньше).

Впрочем, датчан рано списывать со счетов.  В конце 2025 года Novo Nordisk получила в США разрешение на продажу таблеток Wegovy — первого в истории перорального лекарства от ожирения на базе ГПП-1.  Все препараты ГПП-1 для похудения ранее были инъекционными. Да и цена значительно упала — ожидается, что месячный курс таблеток можно будет купить в США уже в январе 2026 г. за $149, пишет CNBC. Цена на инъекции прежде доходила до $1200 за курс. Eli Lilly готовит свой ответ, но на несколько месяцев отстает от конкурента. 

Первый не значит лучший, считает аналитик Freedom Finance Global Айдын Сейтжапбар. У разработки  Eli Lilly есть главное преимущество — масштабируемость и скорость производства за счет химического профиля препарпата.  Последний снижает риск дефицита, который ранее существенно ограничивал рынок инъекционных GLP-1. Кроме того таблетка от Eli Lilly проще  в применении, чем препарат от Novo Nordisk. Кроме того, у датчан в составе  значительные объемы semaglutide — это ограничивает гибкость масштабирования производства. 

В данной гонке свое предпочтением мы отдаем американской Eli Lilly. В среднесрочной перспективе рынок таблетированных и инъекционных GLP-1может существенно расшириться за счет выхода новых игроков… Ключевым периодом для индустрии GLP-1 станет 2027 год, когда ожидается публикация результатов наиболее значимых клинических исследований. При сохранении текущих сроков разработки именно к этому моменту рынок получит данные фазы 3 по ряду перспективных кандидатов: MET-097i от Pfizer, VK2735 от Viking, GSBR-1290 от Structure Therapeutics, а также MariTide от Amgen.

Айдын Сейтжапбар

Аналитик Freedom Finance Global

Аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что к 2030 году таблетки для похудения  Eli Lilly с объемом продаж $13,6 млрд займут 60% рынка таких препаратов, Novo Nordisk заработает $4 млрд и займет 21% рынка, а остальные 19% достанутся другим новым препаратам. 

Поделиться