«Все не так уж и иначе»: почему Майкл Бьюрри сравнивает пузырь в ИИ с доткомами?
Знаменитый инвестор убежден, что Nvidia похожа на Cisco, акции которой после краха пузыря доткомов рухнули почти на 80%

По мнению Бьюрри, Nvidia — это «Cisco» времен доткомов / Фото: Shutterstock.com
Инвестор Майкл Бьюрри опубликовал в своем новом блоге первый пост под заголовком «Главный признак пузыря: избыточность предложения». В нем он объясняет, почему считает ошибкой утверждения о том, что текущий ажиотаж вокруг искусственного интеллекта отличается от пузыря доткомов, рухнувшего в начале 2000-х.
Бьюрри убежден, что многие инвесторы уже «не помнят или попросту не знают», что спровоцировало пузырь доткомов и его последующий крах. В центре ажиотажа, пишет он, были не сайты с доменом .com, а бурное строительство инфраструктуры для передачи данных. Бьюрри называет это «манией» — компании стремились передавать данные «на все более высоких скоростях по всему миру, в каждый дом». Бизнесы — от операторов связи вроде AT&T до трубопроводной Williams — тратили десятки миллиардов на развитие сетей, включая прокладку подводных кабелей.
«Что самое важное, рынки капитала, как происходит и сегодня, с энтузиазмом поддерживали лидеров маниакального наращивания инфраструктуры передачи данных»
В 1999 году акции Cisco, выпускавшей столь необходимые для сетей маршрутизаторы, взлетели на 125%, а в 2000 году компания ненадолго стала крупнейшей в мире по рыночной капитализации. Руководство компании утверждало, что Cisco «оказалась в центре экономической революции, которая меняет не только экономику, но и все общество», цитирует Бьюрри пресс-релизы компании тех времен. По его словам, в 2000 году дефицит оборудования для связи был «нормой», и инвесторам казалось, что спрос на него огромен. Руководство Cisco также утверждало, что не видит никаких признаков замедления спроса и что, напротив, «радикальная трансформация интернет-бизнеса ускоряется», говорится в публикации.
Однако реальность оказалась иной: внедрение широкополосного интернета происходило очень медленно, пишет Бьюрри. Согласно приведенным им данным, к 2002 году в США функционировало менее 5% инфраструктуры, стремительно создававшейся во время пузыря. В конце концов, по словам Бьюрри, пузырь лопнул из-за «катастрофически переизбыточного предложения и совершенно недостаточного спроса».
В 2001 году Cisco начала терять деньги, а ее акции обрушились на 78%. По словам Бьюрри, инвесторы до последнего не продавали акции, надеясь сначала получить сигнал о замедлении спроса, но в итоге потеряли деньги.
«В этот раз все не так уж и иначе, как бы многие ни старались утверждать обратное»
По словам Бьюрри, крупнейшие компании «обнаружили, что планирование грандиозных расходов — это мощный стимул для роста стоимости акций». Пять публичных лидеров текущего ИИ-бума — Microsoft, Google, Meta, Amazon и Oracle — и непубличные стартапы вроде OpenAI пообещали вложить почти $3 трлн в инфраструктуру ИИ в следующие три года, и «инвесторы в полном восторге», пишет Бьюрри.
По его словам, в центре текущего пузыря есть своя «Cisco», «с кирками и лопатами для всех и с широким видением будущего». «Имя ей — Nvidia», — пишет Бьюрри. Как и Cisco 25 лет назад, Nvidia утверждает, что на рынке искусственного интеллекта нет пузыря, напоминает инвестор.
Контекст
Бьюрри прославился тем, что предсказал крах ипотечного пузыря на рынке жилья в США, повлекший мировой финансовый кризис 2008 года, и заработал на этом. Его ставка против рынка легла в основу книги «Игра на понижение» и одноименного фильма.
Этой осенью Бьюрри впервые за два с половиной года вернулся в соцсети, чтобы предупредить о новом пузыре на рынке. Он обвинил гиперскейлеров, включая Meta и Oracle, в искусственном завышении прибыли, и поставил на падение котировок Palantir и Nvidia. В ноябре инвестор закрыл свой хедж-фонд Scion Asset Management, избавившись от необходимости раскрывать свои сделки публично, и завел платную рассылку, пообещав делиться инвестиционными идеями.