Дилемма инвестора: в какие страны вкладывать, если забрать деньги с рынка США

В январе этого года идея сокращения вложений в рынок США стала особо актуальной для многих инвесторов. Но найти ему альтернативу сложно. Фото: Chenyu Guan / Unsplash
В последние месяцы на рынках вновь активизировалась идея о необходимости перераспределения капитала из США в пользу международных рынков. Но американский рынок по-прежнему самый крупный в мире. В связи с этим поиск альтернатив выглядит непростой задачей. На какие страны можно обратить внимание инвестору, рассказывает Аскар Ахмедов, CFA, директор по инвестициям ATLAS Capital.
Что принес инвесторам 2025 год
Идею диверсификации и сокращения доли рынка США в своих портфелях инвесторы обсуждают уже не первый месяц. Но в последние недели ее актуальность резко возросла.
Причиной, в частности, стали заявления американского президента Дональда Трампа о захвате Гренландии, территории Дании – союзника США по НАТО. В январе он также объявил о планах ввести дополнительные пошлины на товары из восьми стран Европы (они выступили против продажи Гренландии Штатам), правда затем отменил это решение. Сейчас он грозит ввести 100-процентные пошлины для экспорта из Канады, а 26 января сообщил о повышении пошлин на товары из Южной Кореи с 15 до 25%. Иными словами, администрация США теперь обсуждает ограничительные меры и в отношении союзников, а не только геополитических оппонентов.
В 2025 году стратегия, предполагающая более активные инвестиции в международные акции по сравнению с акциями США, действительно показала неплохие результаты, особенно в первой половине года.
Однако было бы упрощением объяснять этот успех исключительно «бегством капитала» из Америки. На рост международных рынков повлиял целый ряд фундаментальных факторов.
Во-первых, европейский рынок получил серьезную поддержку за счет промышленного сектора. Многие европейские компании (в том числе оборонного и промышленного секторов) показали сильные финансовые результаты благодаря планам ЕС значительно увеличить расходы на оборону и обновление инфраструктуры. Это создало устойчивый спрос на продукцию промышленных корпораций и поддержало их прибыльность.
Во-вторых, значительную роль в росте рынков сыграл банковский сектор Европы. Текущая структура процентных ставок остается благоприятной для банков, поскольку разница между ставками по кредитам и стоимостью привлечения средств (депозитов) остается высокой, что поддерживает их чистую процентную маржу и прибыльность. Это позитивно отражается на финансовых показателях и, соответственно, на котировках акций банков.
Отдельно стоит отметить фактор слабого доллара. Ослабление американской валюты — а за последние 12 месяцев она потеряла по отношению к шести основным валютам (по индексу DXY) 11% — традиционно поддерживает цены на сырьевые товары, добываемые в развивающихся странах. А это напрямую отражается на стоимости акций сырьевых и добывающих компаний. Хорошими примерами здесь являются такие эмитенты, как «КазМунайГаз», котировки которого за год выросли более чем на 55%, и «Казатомпром», чьи бумаги взлетели на Лондонской бирже за тот же период на 120%.
Кроме того, слабый доллар повышает доходность международных активов в долларовом выражении, делая их более привлекательными для глобальных инвесторов.
Внимание на Азию
В 2026 году этот тренд может получить продолжение, однако ситуация не выглядит однозначной.
Сильный перформанс международных рынков в прошлом году во многом стал следствием их длительного отставания от рынка США. Инвесторы обратили внимание на то, что многие компании не из Штатов выглядят существенно дешевле по мультипликаторам по сравнению с американскими аналогами. И начался процесс сокращения этого разрыва.
Также рост ряда международных рынков был во многом производным от американских технологических трендов.
Это особенно заметно на примере Южной Кореи, Тайваня и Японии. В этих странах значительную долю в фондовых индексах занимают технологические и полупроводниковые компании, тесно встроенные в глобальные цепочки создания стоимости американского техсектора. То есть они тоже стали бенефициарами бума искусственного интеллекта.
С точки зрения Atlas Capital, ключевые структурные тренды, характерные для рынка США, такие как развитие ИИ, сектора кибербезопасности, финтеха и рынка IPO в ближайшие годы останутся в большей степени именно американской историей. Это связано с тем, что многие другие страны либо слабо представлены в этих направлениях, либо не обладают сопоставимой экосистемой капитала, технологий и человеческих ресурсов.
Мы не ожидаем существенного роста стоимости американских акций, потому что рынок США уже остается дорогим по историческим меркам. Однако пространство для роста сохраняется за счет увеличения прибыли компаний — как через рост маржинальности, так и за счет расширения выручки.
При этом в 2026 году вполне возможно, что рынки Южной Кореи и Тайваня вновь покажут выдающиеся результаты. Причина проста: их фондовые рынки в значительной степени сконцентрированы в технологическом секторе, а точнее в полупроводниковых компаниях, которые продолжают оставаться в центре глобального инвестиционного внимания.
Повышение американских пошлин для Южной Кореи может стать источником краткосрочной волатильности, однако вряд ли существенно изменит долгосрочный инвестиционный кейс. Ключевые технологические компании страны остаются системно важными для сферы ИИ. А там спрос по-прежнему превышать предложение.
Мы полагаем, что ключевыми бенефициарами на этих рынках будут компании полупроводникового сектора — они занимают стратегические позиции на глобальном рынке памяти и компонентов для ИИ-инфраструктуры — и в целом весь технологичный сектор.