Бен-Ами Шломо

Шломо Бен-Ами

Вице-президент Международного центра мира в Толедо
Дональд Трамп разрушает систему, выгоду от которой получали сами США. Китаю остается лишь наблюдать за этим, считает вице-президент Международного центра мира в Толедо Шломо Бен-Ами. Фото: x/The White House

Дональд Трамп разрушает систему, выгоду от которой получали сами США. Китаю остается лишь наблюдать за этим, считает вице-президент Международного центра мира в Толедо Шломо Бен-Ами. Фото: x/The White House

Аналитики долгое время предупреждали о ловушке Фукидида для США: в попытке защититься от набирающего силы противника (Китая) Штаты двигаются к неизбежному обострению конфликта. Сейчас Дональд Трамп последовательно разрушает систему, которая многие годы защищала Америку, пишет в колонке для Project Syndicate Шломо Бен-Ами, вице-президент Международного центра мира в Толедо и бывший министр иностранных дел Израиля.   

Неправильные примеры из истории

Президент США Дональд Трамп не славится уважением к науке и истории. От продвижения недоказанных методов лечения COVID-19 до утверждений о том, что обсуждение постыдных страниц американского прошлого «разобщает людей», — он предпочитает использовать и науку, и историю в политических целях. Остается лишь гадать, осознает ли он, что, ностальгируя по историческому «величию» Америки, он чаще всего вспоминает времена, когда Соединенные Штаты были геополитически слабыми.

Яркий пример — упоминание Трампом доктрины Монро. Когда президент Джеймс Монро в 1823 году заявил, что Западное полушарие является исключительной сферой влияния США, Америка еще и близко не была мировой державой. Хотя впоследствии эта доктрина стала оправданием для вмешательств США и империалистической политики, изначально ее целью было противодействие европейскому колониализму. Это уж точно не может служить оправданием амбиций Трампа по утверждению американского суверенитета над Канадой, Гренландией или Панамским каналом — даже несмотря на то, что его поддержка концепции сфер влияния по сути легитимизирует аналогичные действия других держав: Израиля и Турции в Сирии, России — в Украине.

Таким же образом, Трамп оправдывает введение высоких пошлин тем, что они применялись в эпоху «Позолоченного века», когда быстрая индустриализация способствовала процветанию США. Но он снова ссылается на период с конца 1870-х по начало 1900-х годов, когда международное влияние Америки оставалось весьма ограниченным. Да, экономика страны тогда быстро развивалась, но «самым богатым» этот период назвать трудно: сегодня ВВП на душу населения с учетом инфляции в шесть раз выше, чем в 1890-х. Это, к слову, была эпоха крайне высокого неравенства.

Более того, после того как по Тарифу Маккинли, закону 1890 года, получившему название в честь республиканца Уильяма Маккинли, средний размер импортных пошлин в США повысился с 38% до 49,5%, Республиканская партия потерпела сокрушительное поражение на промежуточных выборах. И это стало одним из крупнейших изменений в расстановке политических сил в истории США. Пошлины также косвенно способствовали финансовым кризисам 1890 и 1893 годов — на тот момент самым тяжелым в американской истории.

Вспоминая эпоху до 1913 года, когда был введен федеральный подоходный налог, Трамп также предлагал финансировать весь госбюджет США за счет пошлин. Это свидетельствует не только о полном непонимании механизма их действия — министр торговли Говард Латник утверждает, что это якобы «заставит платить иностранцев», хотя пошлины платят импортеры, — но и о полном пренебрежении к историческому опыту и элементарной арифметике.

Доходов от пошлин не хватало даже на нужды федерального правительства в начале XX века, и уж точно не хватит сегодня — сколько бы чиновников ни уволил Илон Маск со своим Департаментом эффективности госуправления, сколько бы агентств ни сократили и программ ни закрыли. Крупнейшие статьи расходов американского бюджета — это Социальное обеспечение (введено в 1935 году) и Medicare (1965 год), от которых граждане США отказываться не собираются.

Без мягкой силы 

Помощь союзникам, обязательства в рамках НАТО, инвестиции в науку и международное развитие, которые администрация Трампа стремится урезать, составляют гораздо меньшую долю расходов. Зато именно они приносят США огромные дивиденды — в виде глобального влияния, стабильности и процветания. Pax Americana, символизировавший и поддерживавший американское «величие», строился на системе экономической, военной и культурной экспансии, полезной для многих, но прежде всего выгодной самой Америке. Эту систему Трамп и разрушает.

Администрация Трампа фактически объявила открытую охоту на научные институты, сделавшие США мировым лидером в сфере инноваций. Атакованы университеты Лиги плюща, «зачищено» Министерство здравоохранения и социальных служб, сокращено финансирование ведущих научных учреждений — включая Национальный научный фонд, Национальные институты здоровья, Министерство энергетики и Национальное управление океанических и атмосферных исследований. Пока США урезают расходы на исследования и разработки, Китай, напротив, наращивает их: в прошлом году Пекин вложил в исследования $52 млрд — на 10% больше, чем в 2023-м.

Кроме того, администрация Трампа сворачивает программы внешней помощи, включая Агентство США по международному развитию (USAID), один из ключевых инструментов американской мягкой силы. Трамп также вывел США из Всемирной организации здравоохранения и Парижского соглашения по климату. При этом Вашингтон взял курс на принудительное заключение двусторонних сделок — как, например, попытка взять под контроль запасы важнейших полезных ископаемых в Украине.

США, похоже, намеренно превращают даже Европу — своего главного союзника — во врага, что может подтолкнуть ЕС к более тесному сотрудничеству с Китаем. Если Евросоюз будет вынужден наращивать займы ради планируемого увеличения военных расходов, он может поддержать стремление Пекина подорвать господство доллара как мировой резервной валюты. Но если доллар действительно ослабнет, виновата в этом будет не Европа и не Китай, а администрация Трампа. Уже сейчас американские пошлины подрывают доверие к доллару, что отражается в росте доходности казначейских облигаций США.

Многие аналитики годами предупреждали о так называемой ловушке Фукидида: когда существующий гегемон (США) ощущает угрозу от восходящей державы (Китая), это делает войну неизбежной. Но Трамп перевернул эту логику с ног на голову. Вместо того чтобы защищать систему, которую Америка создала и возглавила, он рушит ее. Китаю остается лишь сидеть сложа руки и наблюдать. 

Copyright: Project Syndicate, 2025.

www.project-syndicate.org

Поделиться