Афонский Алексей

Алексей Афонский

Журналист
Для развития ИИ требуется все больше энергии, и техногиганты заключают контракты на ее поставки с атомных электростанций. Фото: Nicolas HIPPERT / Unsplash

Для развития ИИ требуется все больше энергии, и техногиганты заключают контракты на ее поставки с атомных электростанций. Фото: Nicolas HIPPERT / Unsplash

В США потребление электроэнергии дата-центрами в текущем году вырастет до 82,3 гигаватта — она нужна для обеспечения работы ИТ-оборудования, систем охлаждения, освещения и тд. Это на 28% больше по сравнению с 2025 годом и более чем вдвое выше уровня трехлетней давности. Таковы последние данные S&P Global Market Intelligence 451 Research.

Для развития ИИ нужно все больше электроэнергии, и инвесторы, рассчитывающие заработать на нем, теперь отдают предпочтение компаниям энергетического и инфраструктурного секторов, а не техногигантам, написал Reuters со ссылкой на опрос, проведенный BlackRock. Какие компании оказались в центре внимания рынка? 

Растущие аппетиты 

Благодаря растущим аппетитам ИИ во всем мире наблюдается ренессанс атомной энергетики. Сейчас, пишет газета The Wall Street Journal, Япония возобновляет работу своих реакторов, включая атомную электростанцию «Касивадзаки–Карива», крупнейшую в мире. По всей Европе запланировано или уже строится около двух десятков новых АЭС. То же происходит и в США. 

Еще в 2024 году MarketWatch писал, что ИТ-компании предпочитают именно этот сектор — возобновляемые источники энергии не способны обеспечить непрерывные поставки, кроме того, у большинства техногигантов есть цели по сокращению выбросов углерода. 

Практически все крупнейшие компании, активно развивающие направление ИИ, уже заручились поставками атомной энергии. 

В конце января стало известно, что китайская Alibaba создала совместное предприятие с China National Nuclear Power Co. и другими партнерами —  с уставным капиталом в 250 млн юаней ($35,9 млн). В том же месяце Meta объявила о сотрудничестве с тремя компаниями из сектора атомной энергетики — Vistra Corp., Oklo и TerraPower. Технокомпания намерена стать одним из крупнейших в мире корпоративных покупателей атомной электроэнергии. 

Microsoft, в свою очередь, заключил соглашение с Constellation Energy на поставку энергии, в рамках которого планируется перезапустить законсервированную после аварии 1979 года АЭС Три-Майл-Айленд. В прошлом ноябре Constellation Energy как оператор объекта получила $1 млрд федерального кредита на этот перезапуск.

У Google с осени 2024 года есть соглашение с Kairos Power о строительстве с нуля сразу нескольких малых атомных электростанций. В 2025 году компания объявила, что договорилась с энергетическим гигантом NextEra о разморозке закрытой в 2020 году АЭС в штате Айова. 

Amazon также заключил соглашения с несколькими производителями. Energy Northwest построит малые АЭС (четыре в первой очереди) в штате Вашингтон, а  Talen Energy — несколько АЭС с малыми реакторами,  кроме того предоставит Amazon мощности уже существующей станции в Пенсильвании. Еще несколько малых АЭС в Вирджинии для Amazon построит Dominion Energy. 

Что выбрать инвесторам 

Инвестпортал Insider Monkeys в конце января собрал акции 10 энергетических компаний, которые выиграют от бурного развития ИИ. Из них у семи компаний бизнес связан с атомной энергетикой. В их числе производители энергии NextEra Energy, Talen Energy Corporation, Vistra Corp. и Constellation Energy, поставщик сырья для атомных АЭС Cameco Corporation (она также добывает уран), Quanta Services, предоставляющая услуги по проектированию, снабжению и строительству объектов атомной энергетики. Также в списке есть и бумаги GE Vernova, которая в сотрудничестве с японской Hitachi разрабатывает технологии, поставляет топливо и оказывает услуги для атомных АЭС. Она же, кстати, по данным Bloomberg, участвует в проекте на $12 млрд по созданию запаса минералов для противодействия Китаю. Его анонсировал президент США Дональд Трамп. 

Ранее Motley Fool выделял и компанию Duke Energy. У нее нет крупных контрактов с техногигантами, но большинство ее активов расположены в Северной и Южной Каролине — между Вирджинией и Джорджией, где крупные игроки размещают дата-центры. До 2040 года, по прогнозам, спрос на энергию в Вирджинии вырастет на 153%. В последние три года выручка Duke Energy Corporation росла в среднем на 5,3%, валовая маржа — на 52,4% и чистая маржа — почти на 16%. 

Котировки растут и у компаний, добывающих уран. Акции Cameco Corporation за последний год выросли в цене почти на 126%. Бумаги казахстанской компании «Казатомпром», на которую приходится больше 40% мировой добычи урана, выросли в цене более чем на 100% за последние 12 месяцев. 

Основатель стартапов Stafory и Parodist AI Владимир Свешников среди главных бенефициаров бума ИИ выделяет строителей и операторов АЭС. Для глобальных корпораций, нуждающихся в новых источниках энергии, выгода от сотрудничества с атомными компаниями, заключается в большей независимости от рынка и упрощении прогнозирования нагрузки, отмечает он. 

«Компании, не обеспечившие надежное энергоснабжение, столкнутся с рисками операционной непрерывности и потенциальными сбоями в критических ИИ-сервисах. Это уже не просто вопрос конкурентного преимущества, а вопрос выживаемости бизнеса в условиях растущей зависимости от ИИ-технологий», — отмечает партнер практики «Цифровая трансформация» Strategy Partners Сергей Кудряшов. 

Нынешняя ситуация может усугубить проблему цифрового неравенства, добавляет он. Некоторые регионы, в первую очередь Юго-Восточная Азия и Африка, сталкиваются с тем, что около двух третей населения имеют доступ лишь к 10% мощностей ЦОДов. Без решения энергетического вопроса эти части планеты продолжат отставать от развитого мира, что еще больше затруднит их экономическое развитие. 

Поделиться