Семь долгих лет подготовки: как Китай выстроил оборону в торговой войне с США

Президент США Дональд Трамп и председатель КНР Си Цзиньпин на встрече 30 октября договорились о торговом перемирии на год / Фото: The White House / X
Взвинтив в апреле импортные пошлины друг против друга, США и Китай затем дважды отложили эскалацию в торговой войне. После полугода переговоров главы двух стран Дональд Трамп и Си Цзиньпин на встрече 30 октября объявили о торговом перемирии еще на год. В случае с другими странами Трампу удалось добиться существенных уступок. Но Пекин занял жесткую позицию и не отступил от нее. Он заранее определил слабые места своей и американской экономик и умело это использовал.
Войны и перемирия
В апреле Трамп несколько раз повысил пошлины против Китая до 145%, но тот не испугался и в ответ взвинтил их до 125%.
После стороны «разошлись по разным углам», ставки сборов снизили и начали переговоры. На встрече 30 октября лидеры государств сообщили о ряде договоренностей, которые будут действовать год.
Трамп заявил: «Каждый год мы будем пересматривать [заключенное] соглашение, но я думаю, что оно будет действовать... гораздо дольше, чем один год».
Реакцию многих наблюдателей суммировал Уильям Брэттон, аналитик BNP Paribas. Он охарактеризовал достигнутые в четверг соглашения как незначительные, отметив, что они не «представляют собой «большую сделку» или масштабную перезагрузку отношений», цитирует его отчет The Wall Street Journal.
Китай согласился отложить на год недавно введенные ограничения на экспорт редкоземельных металлов, а также ужесточить контроль за экспортом в США химикатов, которые используются для производства наркотика фентанил.
Трамп, в свою очередь, заявил, что обсудил с Си Цзиньпином экспорт американских микросхем. Он добавил, что Nvidia проведет с Пекином переговоры об их поставках. Но, как и до сих пор, речь не идет о самых передовых моделях. Стороны также согласились отменить на год дополнительные пошлины, которые они в октябре стали взимать с судов друг друга при заходе в свои порты (что привело к росту международных ставок фрахта).
Трамп написал в своей соцсети Truth Social, что Китай пообещал закупать американскую сою «в огромных объемах» и договориться об импорте нефти и газа. Министерство торговли Китая подтвердило договоренности по закупкам соевых бобов, сотрудничеству по фентанилу и экспортному контролю за редкоземельными металлами.
Трамп снизил с 20% до 10% пошлины, введенные в ответ на поставки из Китая составляющих фентанила, в результате чего, по его словам, общая ставка пошлин для Китая опустилась с 57% до 47%.
Слабые места
Жесткая позиция Пекина стала результатом тщательной подготовки к торговой войне.
Там, в частности, поняли, что могут обеспечить контроль над ситуацией за счет своего доминирования на рынке редкоземельных металлов. В этой сфере Китай — фактический мировой монополист.
Они используются в современной технике — от стиральных машин и медоборудования до смартфонов, электромобилей и вооружения, включая истребители F-35, ракеты и радары. Когда в апреле Китай ввел контроль за экспортом ряда таких металлов, американским автоконцернам пришлось даже приостанавливать производство.
Кроме того, в Китае сделали ставку на то, что Трамп не сможет долго вести разрушительную торговую войну, потому что сильно зависит от ситуации на фондовом рынке, динамику которого он воспринимает как оценку собственной деятельности.
Пекин занял жесткую позицию из-за убеждения, что торговая эскалация приведет к обвалу рынков, как это произошло в апреле, когда Трамп объявил о тотальном введении пошлин, рассказали WSJ люди, близкие к китайскому руководству.
Фактически, здесь Пекин взял на вооружение принцип TACO («Трамп всегда сдает назад»), которому с весны стали следовать участники рынков.
По словам людей, близких к процессу принятия решений в Пекине, жесткая стратегия Си основана на убеждении, что Трамп в конечном итоге сдастся и пойдет на уступки. Эту уверенность подкрепило то, что Трамп согласился на первое торговое перемирие после апрельского решения Пекина по редкоземельным металлам, пишет WSJ.
У китайской экономики, конечно, тоже есть серьезные проблемы. На рынке недвижимости уже пятый год свирепствует кризис, потребительский сектор стагнирует, в том числе из-за производственных приоритетов китайского руководства, которое к тому же в последние годы сильно подорвало предпринимательский дух в стране.
Но, с другой стороны, действия Си не зависят от реакции фондового рынка и настроений избирателей.
Еще со времен первого президентства Трампа китайские власти постарались укрепить свою экономику, чтобы она смогла выдержать внешнее давление.
Семь лет назад, после первых пошлин Трампа, китайское Министерство науки и технологий опубликовало в своей официальной газете не традиционные панегирики национальным достижениям, а 35 статей, в которых подробно описывались слабые стороны Китая. В каждой рассматривалось конкретное «узкое место» — критически важная для экономики технология, в которой она сильно зависела от импорта, рассказывает The Economist.
Хотя не все такие узкие места удалось «расшить» (Китай, например, зависит от поставок западных авиадвигателей и пока не добился лидерства в производстве наиболее высокопроизводительных чипов), власти прилагают огромные усилия, чтобы избавить китайские цепочки поставок от иностранных компонентов и одновременно включить Китай в качестве незаменимого участника в цепочки поставок других стран.
Также страна работает над диверсификацией экспорта: хотя в январе-сентябре 2025 года китайский экспорт в США упал на 27%, его общемировой показатель вырос более чем на 8%.
Выявив собственные уязвимости, Пекин приступил к определению слабых сторон США. В 2025 году такой подход дал необходимый результат.
В этом году Китай не закупил в США ни килограмма соевых бобов, которые являются крупнейшей статьей американского экспорта в торговле с ним: в 2024 году поставки составили $12,6 млрд. Китай без проблем приобретает бобы в Бразилии, а выращивающие их американские фермеры (в массе своей поддержавшие Трампа на выборах) оказались на грани разорения.
Трамп назвал это «экономически враждебным актом». В отсутствие китайских закупок элеваторы в США предлагают $10 за бушель или меньше при немедленной поставке, тогда как у большинства фермеров себестоимость равна $12, пишет The New York Times.
Китай «троллит» Америку
В секторе редкоземельных металлов Пекин применил наиболее эффективное оружие, которое использует сам Вашингтон, — экспортный контроль, отмечает The Economist.
Первый демонстрационный удар страна нанесла в декабре, в последние дни президентства Джо Байдена. Всего через день после того, как США объявили о новых ограничениях на экспорт компьютерных чипов в Китай, тот запретил экспорт в США галлия, германия и сурьмы.
Новая администрация не обратила внимания на это предупреждение, и после апрельских пошлин Трампа Китай ввел требование получать лицензии на экспорт семи редкоземельных элементов и связанных с ними магнитов, которые используются при производстве вооружений, автомобилей, электроники.
Американские компании оказались в сложном положении. «Мы больше не будем сносить удары со стороны США и считаем, что у нас есть возможность дать отпор», — сказал The Economist Ту Синьцюань из пекинского Университета международного бизнеса и экономики.
После того, как Трамп сдал назад, снизил пошлины и объявил о первом торговом перемирии с Китаем, тот возобновил поставки редкоземельных металлов. Но 9 октября, за три недели до предполагаемой встречи Си с Трампом, Пекин нанес новый удар. Он стал ответом на решение Вашингтона в конце сентября запретить экспорт из США современных полупроводников «дочкам» китайских компаний, уже внесенных в санкционные списки.
Пекин установил глобальный режим лицензирования практически для всех редкоземельных элементов, а также для технологий их производства и литий-ионных батарей. Фактически он теперь способен запретить любое использование этих металлов, если какая-либо часть производственного процесса связана с Китаем, включая использование его оборудования.
США ввели ограничения на экспорт полупроводников, чтобы не дать Китаю производить чипы размером менее 14 нанометров, а новые китайские меры устанавливают контроль за использованием редкоземельных элементов в таких чипах, поясняет Шон Стейн из Делового совета «США – Китай». «Они посылают сигнал, что пришло время расплаты», — сказал он, добавив, что Китай фактически «троллит» Америку.
Трамп в ответ пригрозил 100-процентными пошлинами, но вместо этого за два дня до их вступления в силу предпочел договориться с Си о новом перемирии и отмене на год октябрьских ограничений на редкоземельные металлы.
Равные соперники
Трамп в своей манере оценил результаты «потрясающей» встречи с Си на 12 из 10. «Тактические договоренности» позволят министрам финансов двух стран преобразовать их в комплексное соглашение, которое может быть заключено во время визита Трампа в Китай. Он запланировал его на апрель 2026 года, а то и раньше, сказал Financial Times Деннис Уайлдер, бывший директор отдела по анализу Китая в ЦРУ.
Многие наблюдатели, однако, скептично оценивают долгосрочные перспективы.
«Основные противоречия между США и Китаем остаются нерешенными, поэтому напряженность может легко вспыхнуть снова», — цитирует Bloomberg Джулиана Эванса-Притчарда, специалиста по китайской экономике в Capital Economics.
Даже если нынешнее перемирие сохранится, обе стороны будут стараться и дальше ослабить экономические связи и усилить независимость друг от друга, полагает он. А объявленное Трампом снижение пошлин на 10%, по его мнению, — не слишком большое дело для китайских экспортеров, которые хорошо подготовились к торговой войне, в том числе за счет переноса производств в другие страны, и не очень-то пострадали из-за более высоких ставок.
Вашингтону приходится признать, что он теперь «имеет дело с равным соперником, способным нанести ему существенный экономический ущерб, — и это относительно новая ситуация для США, а также событие, которое, по крайней мере в наших глазах, подтверждает восхождение Китая к статусу глобальной экономической сверхдержавы», говорится в отчете BNP Paribas.