Уроки Уоррена Баффета: как вкладывать в себя и прожить до 100 лет

На стенах в офисе Баффета висят вырезки из старых газет со статьями о Великой депрессии и банковской панике 1907 года. Инвестор называет этот «кризисный» декор напоминанем о том, что в этом мире может случиться что угодно. Фото: Shautterstock.com
Уоррен Баффет не просто живет долго. В свои 95 лет он активно работает, ежедневно отправляясь в офис. Что питает эту энергию и почему одни люди уходят на заслуженный отдых в 65, а другие, кажется, и не думают о том, чтобы замедлиться? Медик наверняка ответит что-нибудь про правильное питание, здоровый образ жизни. Для психолога же ответ скорее кроется в том, какую мотивацию мы выбираем в своей жизни и для своей жизни. То есть то, а зачем, мы, собственно, живем. Именно эта «мотивация долголетия» есть то, что мы можем осознать, развивать в себе, чтобы не просто продлить годы, но и наполнить их смысловым содержимым.
Внутренняя мотивация как источник энергии после 60
В более молодом возрасте людьми часто движут внешние стимулы: высокая зарплата, престижная должность, внешнее одобрение — то есть экстринсивная мотивация. Мы работаем, чтобы что-то получить. Однако с возрастом происходят некоторые изменения, которые каждый может наблюдать, например, на своих более взрослых родственниках или знакомых, эдакий психологический сдвиг. Мета-анализ, проведенный группой ученых во главе с К. Койдж, продемонстрировал, что по мере взросления человека растет значимость внутренней — интринсивной — мотивации. К ней относят смысл и значимость самого процесса работы, который видит в своей деятельности сам человек. Сюда же относятся удовольствия от вызова сложной задачи и решения ее, а также чувство своей полезности.
Удовольствие от процесса
Почему же работает Баффет? Явно не из-за нужды в бонусах или повышении. У него уже давно есть деньги. Миллиардер продолжает ежедневно трудиться, потому что процесс анализа, принятия решений и управления для него — это игра. Для кого-нибудь World of Tanks — это игра, а для Баффета — управление, сделки.
Зачем работает Баффет? Такая игра явно не надоедает, поскольку Баффет давно мог остановиться и выйти на пенсию. Она ведется для себя, игра ради процесса, игра ради того, чтобы она просто продолжалась. Ведь согласитесь, когда жизни нет, и продолжаться нечему. Это и есть «зачем?» Баффета, его мотивация. Сугубо внутренняя, связанная с мастерством и автономностью.
Таким образом, для долголетия нужно найти дело, которое будет для вас источником энергии, а не только ее потребителем.
Тайный двигатель долгой и активной жизни
Игра - это хорошо, это и весело, и полезно для мозга. Но что же на еще более глубоком уровне? За всеми счетами и графиками Уоррена Баффета стоит, вероятно, неугасаемое любопытство миллиардера. Это не просто работа, это непрерывный квест по поиску информации, пониманию причин и следствий. Это сериал Lie to Me в реальном времени и с реальными людьми. Именно эта тяга познанию в широком смысле слова может быть одним из самых мощных факторов, определяющих активное долголетие.
Психологические исследования, в частности анализ Western Collaborative Group Study, показали, что пожилые люди с высоким уровнем ситуативного любопытства, то есть тягой к конкретной информации, жили в среднем на пять лет дольше по сравнению с менее любопытными людьми.
А еще любопытство это не только признак бодрого ума, но и защитный механизм. Постоянная когнитивная нагрузка, которую создает поиск ответов, буквально «тренирует» мозг. Как тренировка на демо-счете, когда вы знакомитесь с рынком, отрабатываете навыки. Исследования подтверждают этот тезис, связывая высокую познавательную активность с меньшим риском развития деменции, поскольку она способствует созданию так называемого «когнитивного резерва». Баффет, можно утверждать, демонстрирует этот урок: необходимо сохранить и культивировать ту область знаний, которая вас по настоящему захватывает.
Формула успешной карьеры
Долголетие и профессиональный успех неразрывно связаны. Это в некоторой степени логическое или интуитивное заключение подтверждается в исследовании, которое начал в далеком 1921 году Льюис Терман (он еще разработал тест, измеряющий уровень интеллекта человека). Оно длилось благодаря ученикам и последователям психолога более 80 лет и обнаружило две важные вещи. Во-первых, интеллект не является прямой гарантией успеха в карьере и счастливой жизни. Во-вторых, люди с высоким уровнем личностной организации и профессионально успешные жили в среднем на несколько лет дольше, чем их менее организованные сверстники.
Здесь под уровнем организации личности понимается больше сочетание черт личности из так называемой «Большой пятерки». Это пять основных, глобальных черт:
Нейротизм (Neuroticism) — склонность к негативным эмоциям, тревожности, беспокойству и эмоциональной неустойчивости
Экстраверсия (Extraversion) — общительность, напористость и стремление к внешнему миру, и интроверсия — это сосредоточенность на внутреннем мире
Добросовестность (Conscientiousness) — это уровень организованности, ответственности, самодисциплины и стремления к цели,
Открытость опыту (Openness to Experience)— склонность к любознательности, фантазии, нестандартному мышлению и новым идеям,
Согласие/сотрудничество (Agreeableness) — степень доверия миру, альтруизма и готовности к кооперации.
Из всей этой «пятерки» именно добросовестность оказалась самой важной для долголетия. Здесь она понимается не просто как «быть хорошим работником». С психологической точки зрения, это упорядоченность и планирование, самодисциплина и ответственность а также целеустремленностью То есть вы методично движетесь к поставленным задачам, не сдаваясь перед трудностями. В итоге активное и структурированное участие в жизни, будь то на работе, в сообществе или в хобби, является ключом к сохранению здоровья и продлению жизни.
Более поздние исследования показали, что такие качества как планирование, самодисциплина и упорство можно и даже нужно иногда рассматривать как жизненно важные защитные механизмы, особенно для тех, кто не достиг оглушительного успеха, но сохранил высокую активность.
Ставка на смысл
В психологии говорят о психологической жизнеспособности (psychological vitality) — энергии, которая не просто запускает поведение и действия, но и поддерживает их на протяжении долгого времени. В более позднем возрасте, когда горизонты времени и, соответственно, планирования, воспринимаются как ограниченные, люди инстинктивно фокусируются на эмоционально значимых целях и настоящем моменте. Они ищут не то, что принесет пользу в будущем, далеком или не очень, а то, что приносит глубокое удовлетворение в текущем времени. То есть работает философская максима: прошлого уже нет, будущего (и смерти) еще нет, но есть то, что я делаю сейчас.
Баффет, вероятно, достиг вершины и в том, что он создал для себя работу, которая дает ему максимальную автономию, непрерывное интеллектуальное стимулирование и огромное чувство генеративности — от слова generate: генерировать, творить — возможности создавать что-то ценное и передавать это другим. Его занятие может быть его еще одно «почему?», которое делает его жизнь наполненной смыслом ежедневно.
Долголетие — это не всегда и не столько дар судьбы, сколько активно выстроенный образ жизни и стиль мышления, в основе которого лежит постоянная, осмысленная деятельность. В их основе — внутренняя мотивация, дисциплинированная активность и неугасаемое любопытство. И это то, что мы можем сознательно развивать в себе, те инвестиции, которые мы можем делать без «плеча», и которые не нужно будет «шортить» на «хаях». Так мы можем продлить годы и сделать их наиболее яркими и содержательными.