Как детство формирует отношение к деньгам: уроки «Игры престолов» для инвестора

Сценарии отношения с деньгами закладываются в детстве. Эти скрипты можно переписать, изменив убеждения или представления о деньгах / Фото: Charles McQuillan / Getty Images
Бывало ли у вас, что несмотря на все знания о диверсификации и долгосрочном планировании, вы в какой-то момент импульсивно покупаете акции «горячей» компании, а потом с таким же рвением продаете их при первой же коррекции? Задумывались ли, почему вы так делаете? Или почему вы годами избегаете фондового рынка, предпочитая держать деньги только на депозите, хотя инфляция зачастую съедает весь доход? Ответ на эти вопросы кроется не только в экономических новостях и даже не в том, как вы их интерпретировали, но и в том, как вы «видите» деньги — в ваших бессознательных убеждениях. Их называют денежными скриптами — Money Scripts. Разбираем их на примерах персонажей сериала «Игра престолов».
A Lannister always pays his debts: где и как пишутся денежные скрипты
«Ланнистеры всегда платят по счетам» — эта фраза из «Игры престолов» не просто семейный девиз и не красивая реплика. Это денежный скрипт — глубоко укоренившееся в бессознательном убеждение о финансах, которое передается из поколения в поколение и влияет на наши решения.
Исследования психологов Брэдли Клантца и Сони Брэдли в области финансовой психологии показывают, что эти скрипты закладываются в детстве и через определенные механизмы.
Во-первых, через наблюдение за родителями: вы могли видеть, как родители постоянно спорят из-за денег? Или, наоборот, как они демонстрируют богатство, тратят деньги не считая? А что стоит за спорами или «разбрасыванием» — может быть, скрытые реальные проблемы?
Во-вторых, через денежные травмы: потеря работы одним из родителей, банкротство, резкое снижение уровня жизни — эти события оставляют глубокий эмоциональный след на семье и, как следствие, на ребенке. Сам того не осознавая, он взрослеет, а след остается.
И в-третьих, через непосредственное обучение: прямые рассказы или транслируемые родителями принципы. Например: «Деньги — это корень всех зол» или »Богатые люди всегда нечестны».
На финансовом рынке скрипты — эти бессознательные убеждения — выходят на передний план, часто приводя к нерациональным решениям — к тем, которые могут противоречить долгосрочным целям.
Прошлое уже написано
Детский опыт, поведенческие паттерны – схемы, сценарии, по которым мы действуем в повседневной реальности. Чем больше паттерн «работает», тем больше он укореняется и становится доминирующим. Когда этот опыт нельзя назвать положительным, появляются money disorders, своего рода «расстройства денежного поведения». В их основе лежат дисфункциональные денежные скрипты: Клантц и его соавторы выделили четыре основные группы.
1. Избегание денег — Money Avoidance: Роберт Баратеон. Формально 17 правитель Семи Королевств обладал практически неограниченными ресурсами — королевской властью, доходами короны. Однако деньги для него не имели самостоятельной ценности, а ассоциировались с нудной обязанностью. Роберт активно избегал управления финансами, презирал подсчеты и предпочитал передавать ответственность другим, что привело Железный Трон к огромным, неконтролируемым долгам перед Ланнистерами и Железным Банком.
Такие люди подсознательно убеждены, что деньги — это зло, источник конфликтов; ну или в том, что они не заслуживают обладания богатством. Они стремятся поменьше взаимодействовать с финансами, что в инвестициях проявляется как пассивность или бездействие (Holding Back) — отказ от инвестирования, от изучения рынков. И, как следствие — хранят средства на низкодоходных счетах. Они оценивают риск потери как непозволительно высокий.
Для Баратеона такое избегание стало критическим и подорвало стабильность королевства.
2. Поклонение деньгам — Money Worship: Петир «Мизинец» Бейлиш. Для него деньги и влияние были практически полными синонимами, поэтому и абсолютным объектом поклонения. Будучи выходцем из безродной семьи, он верил, что финансовое и политическое накопление (через управление таможней, борделями и интригами, включая финансовые) обеспечит ему власть, безопасность и статус, к которым он стремился. Его инвестиции всегда были рискованными и спекулятивными (манипуляция долгами Короны), основанными на убеждении, что большее богатство даст ему все, даже королевство, вне зависимости от этических издержек.
В основе этого скрипта лежит убеждение, что только большое количество денег или власти, которую они приносят, способно обеспечить счастье, успех и решить все проблемы. Поэтому инвесторы-поклонники денег одержимы идеей максимального и/или быстрого обогащения. Они фокусируются на «горячих» историях успеха и слухах, что приводит к инвестированию в спекулятивные, рискованные активы (IPO с завышенной оценкой, «хайповые» тренды) и попыткам «обогнать рынок» ценой стабильности портфеля.
3. Денежный статус — Money Status: Серсея Ланнистер. Для нее демонстрация непоколебимого богатства своего Дома была синонимом власти и личной ценности, личных побед и символом выживания сквозь века. Вся ее политика была направлена на поддержание этого статуса и иллюзии финансового превосходства, даже когда Корона и ее Дом находились в глубоких долгах. Она использовала рискованные займы (включая Железный Банк Браавоса) и дорогостоящие военные кампании не столько для экономического блага, а для демонстрации силы, чтобы компенсировать свою уязвимость.
У таких людей самооценка сильно «завязана» на деньгах: чем больше чистая стоимость обладаемых активов и чем больше трата денег для впечатления других, тем выше самооценка. Такие люди инвестируют, чтобы рассказывать о своих успехах. Их решения подвержены страху остаться не у дел, Fear Of Missing Out, FOMO — они действуют по принципу, чтобы гарантировать себе, что они не упускают возможность, которая может поднять их статус. В результате они склонны покупать на максимуме и продавать на панике.
4. Денежная бдительность — Money Vigilance: Тирион Ланнистер. В отличие от своих родственников, он постоянно подчеркивал важность знаний и расчетов над сиюминутными успехами и демонстрацией власти. Будучи Мастером над Монетой, то есть министром финансов, он был чрезвычайно осторожен, скрупулезно сначала изучал финансовое состояние, а затем кропотливо управлял ограниченными ресурсами и долгами. Он осознавал, что безопасность Ланнистеров и Короны кроется не в богатстве (тем более напускном), а в тщательном контроле рисков и стратегическом планировании. Его бдительность в финансах была продиктована не страхом обладания, а желанием максимальной безопасности и стабильности в непредсказуемом мире.
Похоже вел себя его отец — Тайвин Ланнистер. Он в целом был чрезвычайно скрытен в делах, поэтому и в финансах был осторожен и скорее сосредоточен на накоплении богатства и усилении репутации Дома Ланнистеров. Он при этом использовал богатство не столько как ивнестицию, сколько как ренту и гарантию безопасности семейства.
Такой скрипт проявляется в иногда чрезмерной осторожности, скрытности и нежелании делиться финансовой информацией. Хотя бдительность может быть полезна, в избытке она ведет к иррациональной консервативности. Такие инвесторы формируют портфели с преобладанием облигаций или низкодоходных активов, даже имея долгий инвестиционный горизонт. Они сильно подвержены эффекту неприятия потерь (Loss Aversion), описанному Канеманом и Тверски в 1979 году: боль от потери $1000 сильнее радости от $1000 выигрыша. В итоге их боязнь риска не позволяет портфелю работать на полную мощность.
То, что мертво, умереть не может: как переписать скрипт
Эти скрипты — не приговор и они не железобетонны. Да, вы не можете изменить свое прошлое, но можете изменить его влияние на вас. Поскольку мы уже показали, что эти скрипты — убеждения, то через смену образа мыслей, мышления можно изменить и скрипты. Этот процесс называется когнитивной реструктуризацией — Cognitive Restructuring. Он же, кстати, лежит в основе когнитивно-поведенческой терапии.
1. Осознание — Identification. В природе есть опросники на денежные скрипты (да-да), они помогут выявить те самые убеждения и правила, которые действуют из подсознания. Или можно для начала просто вести «финансовый дневник» — каждый раз, когда вы принимаете импульсивное или иррациональное финансовое решение, запишите — что вы почувствовали и какое убеждение о деньгах «играло где-то на фоне», когда вы принимали соответствующее решение?
2. Оспаривание — Challenge: когда вы идентифицировали скрипт (например, «Богатство опасно»), можно спросить себя:
каковы доказательства в пользу этого убеждения?
каковы доказательства против этого убеждения?
это убеждение/правило – единственно возможное?
какое есть более реалистичное убеждение?
могу ли я и его использовать? Например, богатство дает мне возможность помогать другим и защищать семью.
Отвечать себе нужно честно.
3. Создание нового скрипта. Если и когда вы выяснили и убедились, что имеющиеся у вас убеждение не есть истина в последней инстанции, вы можете разработать новые, функциональные убеждения. Например, вместо «Надо копить каждую копейку» (бдительность) предложить себе рассмотреть и затем применить на практике «Я инвестирую с учетом моего долгосрочного плана и сплю спокойно».
Вместо вывода: то, как вы обращаетесь с деньгами и инвестируете их отражают вашу психику. Понимая свои денежные скрипты, вы перестанете пытаться бороться с рынком и начнете работать в гармонии со своими целями и ценностями. А это и есть ключ к настоящему, устойчивому финансовому успеху. А также долголетию как у Уоррена Баффета.