Проклятие «чистого листа». Что мешает воплощать новогодние обещания в жизнь

Если вы чувствуете, что ваши новогодние обещания становятся неподъемными, замените «должен» сделать на «хочу». Фото: DimaBerlin/Shutterstock.com
Праздничная перезагрузка легко подталкивает нас к новогодним обещаниям. Как мы писали ранее, план стать эффективным инвестором и удвоить доход в какой-то момент так или иначе придется претворять в жизнь. Но почти сразу наши коммитменты перестают выглядеть источником мотивации и начинают давить — каждый взгляд на рынок или банковское приложение усиливает стресс. Причина не в слабой воле, а в том, как работает мозг и какие когнитивные ловушки мы сами себе создаем.
Ловушка первого шага
Значимость и движущая сила новогодних обещаний зачастую сходят на нет уже к февралю, показало исследование, опубликованное в Journal of Clinical Psychology в 2002 году. Около 25% людей сдаются в первую же неделю после праздников, а к середине зимы «отваливается» почти половина давших обещания начать новую жизнь или действовать иначе. Этот февральский надлом — закономерная реакция психики.
Одной из главных причин, по которой обещания начинают давить на нас, казаться чем-то обременяющим, является синдром ложной надежды (False Hope Syndrome), описанный психологами Джанет Поливи и Питером Херманом. Суть в том, что сам акт обещания есть для нас по своей сути акт принятия значимого решения. Например, «с этого года я буду инвестировать 30% дохода в месяц» вызывает немедленный выброс дофамина — гормона радости. В этот момент мы уже чувствуем себя победителями — акт решения состоялся, хотя по факту мы еще никаких действий не совершили. Наш мозг и мы вместе с ним путаем приятное чувство от принятия решения с реальным процессом изменений в поведении. Напомним, что для успеха коммитментов их формулировка должна быть в первую очередь поведенческой.
Когда мы возвращаемся после праздников к будням, оказывается, что разбираться в графиках и отчетности не так весело, как в период праздничного настроения давать себе обещания лучшей жизни. То есть даже если инвестирование на ежедневной основе нас увлекает, это как минимум труднее, чем радоваться Рождеству и составлять список коммитментов на Новый год — дофамина ощутимо меньше. Так происходит резкое падение мотивации. Мы как будто становимся перед пропастью между воображаемым идеалом и реальностью, что порождает чувство подавленности.
Все или ничего
В когнитивно-поведенческой психологии и терапии (КПТ) часто выделяют такое когнитивное искажение, как черно-белое или дихотомическое мышление. Иначе же его называют мышление по типу «все или ничего». У него есть свои слова-маркеры, по которым его работу легко разглядеть: всегда–никогда, все–никто, везде–нигде и другие «крайние» слова. Например, «Если я успешен не во всем, то я неудачник». Думаю, может быть знакомо многим.
В контексте New Year's Resolutions такое мышление проявляется через феномен, который исследователи иронично называют What-the-Hell Effect. Работает он так: если вы пообещали себе строго следовать инвестиционной стратегии, но в один день сорвались или ошиблись, в голове начинает звучать: «Если я уже нарушил план, то какой теперь смысл? Сгорел сарай — гори и хата!». Это приводит к полному отказу от цели. Мы воспринимаем любую мелкую ошибку не как отклонение от курса, а как полную катастрофу. Именно это ожидание идеального следования обещаниям (все и сразу) и создает то самое невыносимое давление, от которого хочется сбежать.
Внутренний конфликт между частями «Я»
Хорошо, мы все ошибаемся в какой-нибудь из моментов жизни, почему же нам бывает так плохо из-за этого, то есть когда мы не следуем своим резолюциям? Ответ дает теория саморасхождения (Self-Discrepancy Theory) Эдварда Тори Хиггинса. Он считает, что у каждого из нас есть три «самих себя». Тут, конечно, речь не про Билли Миллигана и синдром множественной личности, а про разные образы Я:
Актуальное Я — это тот, кто я есть сейчас,
Идеальное Я — тот, кем я хочу и мечтаю быть,
Должное Я – тот, кем я, по моему же мнению, обязан быть или стать.
Новогодние обещания и коммитменты часто формируются из нашего актуального Я с прицелом на наше должное Я. Это естественно, потому что мы в своих коммитментах хотим стать лучшей версией себя. Только наше должное Я во многом формируется под влиянием социальных сетей, «успешного успеха», удачливых коллег, ожиданий семьи, а еще не забудем про детство и наше отношение к деньгам. Когда наше актуальное Я (человек, который устал после работы и не хочет читать отчетность компании) не соответствует должному Я (эффективному крутому инвестору), возникает известный многим когнитивный диссонанс. Этим чувством и выражается саморасхождение между разными образами себя. Из-за этого возникает чувство вины, тревога и, как следствие, паралич воли. Это такое состояние, в котором нам сложно принимать решения.
В итоге мы можем даже вовсе перестать действовать. Но это происходит не потому, что ленивы, а потому, что нам больно сталкиваться со своим несовершенством.
Как снизить риски потери мотивации
Если вы чувствуете, что ваши новогодние обещания становятся неподъемными, не спешите их выбрасывать. И не спешите срочно что-нибудь делать. Здесь дело не в цели, а в отношении к ней. Для этого у нас есть когнитивная реструктуризация, о которой мы писали ранее. Главное — замените «должен» на «хочу».
Для начала спросите себя: «Сейчас я инвестирую, потому что так делают успешные люди? Потому что мне страшно, что я много потеряю, или потому что это дает лично мне чувство удовлетворения и безопасности?». Если ваш ответ склоняется к первой части вопроса, то вероятнее всего вы делаете это из чувства долженствования.
Далее мы можете попробовать практику самосострадания (Self-Compassion): исследования показывают, что люди, которые умеют прощать себе ошибки, достигают долгосрочных целей чаще, чем те, кто бросают начатое на полпути и потом занимаются самобичеванием. Ошибка — это просто часть процесса, а не приговор.
Также вы можете в связке с поведенческим характером новогоднего обещания снизить планку требований: если коммитмент давит, то измените формулировку без потери смысла. А именно опуститесь на уровень абстракции ниже: например, вместо менее конкретного и более абстрактного «каждый день изучать фондовый рынок» сократите его до «открывать терминал на 1 минуту в день и следить, что происходит». Маленький шаг не вызывает сопротивления мозга и не создает такого давления.
Вывод
Новогодние обещания — это в некоторой степени искусственный инструмент. Ваше развитие как инвестора на самом деле в первую очередь и в основном происходит вопреки датам. Оно берет начало внутри человека, и это марафон, а не спринт — вспомним Уоррена Баффета, который в свои без малого 100 лет все еще ходит в офис каждый день. Если в моменте планы кажутся непосильными — это естественно.